Некоторые закономерности пешеходного движения

Некоторые закономерности пешеходного движенияЧеловеку свойственно двигаться по прямой, и из всех путей он выбирает кратчайший. Это положение является аксиомой в практике проектирования пешеходных связей. Однако при реализации его в проекте мы сталкиваемся с рядом трудностей.

Так, например, если в микрорайоне соединять прямыми путями каждый подъезд со всеми общественными учреждениями и транспортными остановками, расположенными в радиусе пешеходной доступности, то получится такое множество дорог и дорожек, что они займут слишком большую часть территории микрорайона. Отсюда возникает задача объединения нескольких путей, идущих в одном направлении, в единую трассу.

Кроме этого, наличие различных препятствий — зданий, зеленых насаждений, площадок малых форм и т. д. — вынуждает иногда довольно значительно отклонять линию пути от кратчайшей прямой. В ряде случаев необходимо искривить дорогу по эстетическим соображениям.

Столкнувшись при трассировке пешеходного движения с такими трудностями, архитектор преодолевает их, руководствуясь лишь своей интуицией, поскольку у него нет объективных критериев для проверки правильности решения.

Впоследствии пешеходы исправят его ошибки за счет газонов и зеленых насаждений. Целью данного исследования было определение закономерностей пешеходного движения и, в частности, тех факторов, которые обуславливают выбор маршрута и его абрис.

Для этого по специальной программе и методике была проведена серия экспериментов и наблюдений. Окончательно они еще не закончены и требуют дальнейшей вычислительной обработки.

Однако уже имеющиеся результаты позволяют сделать ряд выводов.

Так, при ближней ориентации, когда мы видим цель, путь может в значительной мере отклоняться от той зрительной прямой, которая соединяет начальную и конечную точки движения.

Даже в условиях идеально ровной поверхности (лед озера + 1-2 см снега) линия движения представляет собой синусоиду. Ее амплитуда зависит от длины видимого участка пути / и от угла отклонения направления движения от первоначальной прямой р. В условиях благоустроенного микрорайона пешеходные пути в зависимости от их абриса могут быть объединены в три группы.

Каждая из них образует зону с определенными значениями углов отклонения трассы движения от исходной прямой, соединяющей начало и конец видимого отрезка пути. В первой из них угол р не превышает некоторой критической величины и кривизна пути обусловлена физиологическими факторами.

В пределах этой зоны архитектор может свободно отклонять линию движения от прямой.

Во второй зоне, зоне критических значений угла сохранение пешеходами заданного абриса пути наблюдается только в тех случаях, когда в месте максимального отклонения его линия подчеркнута и усилена препятствиями — малыми формами, зелеными насаждениями и т. д. (но не газонами). Третья зона образована сверхкритическим углом р. Только наличие на пути труднопреодолимых преград вынуждает человека делать столь значительные отклонения от первоначальной прямой.

При дальней ориентации, когда цель движения не воспринимается, основой выбора маршрута служит так называемая схема ориентации — совокупности представлений о пространственной организации среды и функционального и эмоционального отношения к ее элементам.

Эксперименты показывают, что пространственные представления человека о месторасположении объектов и геометрической характеристике маршрутов имеют существенные отклонения от реальных.

В результате он иногда избирает не тот путь, который в действительности является кратчайшим, а тот, который кажется таковым.

При дальней ориентации, выбирая маршрут своего движения, человек решает две задачи: первую – определение направления и вторую — сохранение его. Рассмотрим их последовательно. Как правило, на знакомой местности мы не задумываемся о расположении цели и пользуемся ранее выбранными маршрутами автоматически.

Но всякий раз, когда нам приходится впервые выбирать маршрут, мы начинаем с того, что сопоставляем в пространстве свое положение и положение объекта — цели.

Для этого мы соединяем начальную и конечную точки движения воображаемой прямой. В результате экспериментов выяснилось следующее:

Comments are closed.