Некоторые особенности архитектуры классицизма на Украине

Некоторые особенности архитектуры классицизма на УкраинеРазвитие классицизма на Украине проходило в сложных исторических условиях и острых политических и национальных противоречиях. После Переяславской Рады для Левобережья и частично Киевщины, воссоединенных с Россией, сложились более благоприятные условия экономического и культурного развития по сравнению с землями, остававшимися под властью феодальной Польши.

В результате второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795 гг.) почти все Правобережье, т. е. Волынь и Подолия, тоже было воссоединено с Россией, а Галиция и Буковина отошли к Австро-Венгрии.

В результате успешных войн в конце XVIII века из-под власти турок освобождены Причерноморье и Крым.

К началу XIX в. большая часть Украины уже входила в состав России. Для Украины с конца XVIII в. на первый план выдвигается проблема градостроительства.

Уничтожение гетманства, образование губернских и уездных административных центров вызвало необходимость реконструкции городов, которые отличались запущенностью.

Формирование архитектурного стиля Слобожанщины, Левобережья, а позже Волыни и Подолии проходит в общем потоке художественного развития России. В области градостроительства устанавливается регулярная планировка.

Ряд крепостей в Харькове, Полтаве, Киеве, Чернигове и других городах теряет свое значение; земляные валы сносятся, а крепостные сооружения разбираются.

В планировке и застройке городов Украины активную роль играла Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы. Ряд выдающихся мастеров русского зодчества внесли свой вклад в украинскую архитектуру эпохи классицизма.

Так, например, по проекту И. Старова осуществлена планировка Екатерннослава, по образцовым проектам общественных зданий А. Захарова застраивалась Круглая площадь в Полтаве и формировались центры губернских и уездных городов. Образцовые фасады В. Стасова и Л. Руска преобразили облик многих украинских городов, которые до начала XIX в. мало чем отличались от сел. По проектам Д. Кваренги, К. Бланка и зодчих, получивших образование в Петербурге, возведены выдающиеся усадебные ансамбли: Александровка, Вишенки, Ляличи, Качановка, Сокнренцы и Очкино на Черниговщине, Мерчик и Хотенъ на Харьковщине и др. Особенно яркие страницы развития зодчества Украины конца XVIII в. связаны с развитием градостроительства на отвоеванных у турок землях Новороссии и Крыма.

Здесь возникли села, уездные и губернские города, судостроительные верфи, военные и торговые порты. Менее чем за двадцать лет заложены и начали развиваться такие значительные города, как Херсон (1778), Мариуполь (1780), Севастополь (1784), Екатеринослав (1787), Николаев (1789), Одесса (1794) и др. Наряду с выдающимися петербургскими зодчими сюда привлекались архитекторы-иностранцы Ф. Боффо, Г. Торичелли, Л. Станзани, Ф. Эльсон и др. Строительство южноукраинских городов и черноморских портов, открывших выход в Средиземное море, не было явлением лишь местного значения.

Вся сила Российской империи была направлена на удержание и освоение Причерноморья.

Экономический poet южноукрайнских городов стимулировался рядом правительственных привилегий, что давало дополнительные ресурсы на проведение их застройки и благоустройство. Уже в конце XVIII века наметилась специфика классицизма Причерноморья и Крыма.

Наряду со строгими лаконичными формами классицизма появляются местные мотивы молдаванской и восточной архитектуры. К приезду Екатерины II в Крым был реставрирован Бахчисарайский дворец и построен ряд декоративных сооружений в этом духе.

Старов охотно использует мотивы молдаванской архитектуры, что видно на его сооружениях в Николаеве, в которых вместо античных ордеров он применяет легкие деревянные колонны. В то же время он возводит дворец Потемкина в Спасске в турецком стиле.

Воспроизведение восточных мотивов наблюдается на дворцах кн. Воронцова в Симферополе, и в особенности в Алупке. Наряду с этим, используются формы античной архитектуры, примером чего могут служить Петропавловская церковь и Графская пристань в Севастополе с применением греко-дорического ордера и Башня ветров при Морской библиотеке.

В Галиции, Закарпатье и Буковине характер классицизма во многом определялся официальной, весьма сдержанной, архитектурой, принесенной сюда австро-венгерской администрацией.

Некоторые здания этого периода сохранились в Ивано-Франковске, Дрогобыче и других городах. Австрийские власти, проводя реконструкцию Львова, снесли старые городские стены, башни, валы.

На этих местах образовались бульвары и широкое разгрузочное транспортное кольцо, охватившее старый город. За пределом бульварного кольца, в бывших пригородах, появились широкие прямые улицы, площади, скверы и парки.

В архитектурном решении многих зданий во Львове сказывается сильное влияние местной школы стиля Ренессанса.

Здания классицизма выделяются хорошо развитой пластикой фасадов и лепными украшениями, среди которых встречаются мифологические изображения, аллегории, символика торговли, сельского хозяйства, ремесла и проч.

На Правобережье и в Галиции оставались еще сильными экономические и политические позиции польских магнатов.

Наиболее обширные резиденции в конце XVIII — первой половине XIX вв. воздвигли себе Ильинские — в Романове, По тоцкие — в Тульчине, Грохальские — в Петничанах, Стрижав-ке и Вороновице, Ходкевичи — в Млынове, Браницкие — в Белой Церкви и пр. Широкое распространение на Украине в конце XVIII — начале XIX вв. получает паркостроение.

Для устройства парков приглашались из-за границы известные специалисты — Гульд, Миклер, Метцель, а также местные садоводы — Заремба, Ян-чек, Гапон и др. Выдающимся произведением садово-паркового искусства является ландшафтный парк Софиевка в Умани, где искусственно созданные каменные нагромождения, гроты, водные запруды и архитектурные сооружения вместе с зелеными насаждениями создали исключительный по силе романтический пейзажный ансамбль.

Comments are closed.