Н. Г. Чернышевский о градостроительстве и архитектуре

Н. Г. Чернышевский о градостроительстве и архитектуреНа протяжении многих столетий прогрессивные мыслители человечества создавали различные концепции будущего общества, основанного на экономическом и социальном равенстве людей. Неотъемлемой частью представлений о сциалистическом обществе была мечта о совершенных формах расселения с наиболее благоприятными условиями жизни людей. Большое внимание этой проблеме уделялось в работах социалистов-утопистов XVIXIX века.

Среди последних (Фурье, Оуэна, Дезами и др.), подробно рисовавших будущие поселения социалистического общества, особое место занимает великий революционный демократ Н. Г. Чернышевский. В своих многочисленных и разносторонних произведениях он уделял много внимания вопросам о государстве и возможности освобождения трудящихся от необузданнейшего деспотизма крепостничества и буржуазии путем революционного перехода государственной власти в руки народа.

Корни социализма в России он усматривал в особой склонности русских крестьян и других слоев трудящихся к общинному и артельному труду, а поэтому переход к социализму Чернышевский представлял себе через старую крестьянскую общину.

Он не знал и не мог еще тогда знать, что созревающий пролетариат как основной и прогрессивный общественный класс становится той силой, которая способна будет построить социализм. В недопонимании этого и заключаются основы его утопических представлений.

Вместе с тем он прекрасно понимал, что социализм возможен лишь на основе высоко развитой техники, крупного общественного производства и высокой производительности труда. В соответствии со своей экономической теорией социализма, изложенной в ряде его статей (в частности Капитал и труд), он считал, что способом экономического устройства, в котором рациональные социалистические идеи могут найти свое воплощение, должны быть Товарищества трудящихся с коллективным владением средствами труда, производством, при коллективном (общественном) распределении материальных благ.

Указанная статья Чернышевского вместе с его романом Что делать, написанным им более чем сто лет назад (18621863 г. г.), позволяет достаточно полно представить себе систему и формы расселения людей в социалистическом обществе. Свои Товарищества трудящихся он представлял сравнительно небольшими поселениями нового типа (отличных от современных ему городов и деревень), сочетающих в себе промышленно-земледельческие функции и объединяющие 15002000 чел. Исходя из необходимости максимального использования природных рессурсов и, в частности, территорию страны, свои Товарищества трудящихся, Чернышевский предполагал равномерно размещенными по стране, расположенными в трех-четырех верстах друг от друга.

В целях создания изобилия средств потребления, члены его социалистического общества орошают огромные пустыни и превращают их в плодородные земли; каменистые склоны гор покрывают слоем земли и превращают их в фруктовые сады и рощи; изменяют климатические условия, применяют искусственное дождевание и т. д. Большая роль отводится у Чернышевского технике. Она широко внедряется в быт и жизнь людей, в частности механизируются сельскохозяйственные работы Почти все делают за них (людей) машины, и жнут и вяжут снопы и отвозях их, люди почти только ходят, ездят, управляют машинами.

Указанные хозяйственные мероприятия, требующие единой координации и общих усилий огромных масс людей свидетельствуют о том, что Товарищества трудящихся у Чернышевского, это не замкнутые, обособленные или мало зависимые друг от друга ассоциации французских утопистов, а по-видимому это общество, организованное не менее чем в масштабе страны, с единым государственным планом, учетом и т. д. Архитектурные комплексы Товарищества трудящихся, по своему функциональному содержанию и составу помещений несколько напоминают подобные комплексы ассоциации западноевропейских социалистов-утопистов: фаланстеры Ш. Фурье и Поселки единения и кооперации Р. Оуэн.

Комплексы Товарищества состоят из Дворца, включающего квартиры, устроенные со всеми удобствами, школы, детские помещения, театральные и концертные залы, обеденные залы, библиотеки, больницы и т. п. В комплексах также предусматриваются различные хозяйственные и производственные здания.

Эти огромные комплексы размещены среди нив и лугов, садов и рощ и органически сливаются с природой. По своим объемно-пространственным и архитектурным качествам поселения Чернышевского это небольшие города-сады, в центре которых размещаются указанные Хрустальные дворцы-коммуны х, Будучи хорошо эрудированным в достижении науки и техники своего времени, Чернышевский ясно предвидел пути технического прогресса как в сельскохозяйственном и промышленном производстве, так и в области строительства и архитектуры.

В свой Хрустальный дворец он вводит новые для его времени конструкции, применяет новые архитектурные формы и новые строительные материалы (стекло, металл, в частности, алюминий).

О Хрустальном дворце Товарищества он пишет: какая легкая архитектура этого дома, какие маленькие пространства между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажа? Его каменные стены будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галерею.

В появившемся алюминии, в то время еще исключительно редком и чрезвычайно дорогом металле, Чернышевский увидел большую перспективность его применения в архитектуре и строительстве. Он называл его металлом социализма и широко применил в описании своего Хрустального дворца для его полов, потолков, дверей, окон и мебели.

Рано или поздно алюминий заменит собою дерево и, может быть, и камень. Но как все это богато!

Везде алюминий и алюминий!.

Чернышевский считал, что социализму царству труда и свободы должны соответствовать новые поселения и новая архитектура, залитые солнцем, радостные и величественные в своей простоте.

Хрустальному дворцу по его грандиозности и своеобразной архитектуре нет равных в самых больших и красивых городах.

В своем будущем социалистическом обществе Чернышевский сохраняет и города, но их осталось меньше прежнего почти только для того, чтобы быть центрами сношений и перевозки товаров у лучших гаваней и других центров сообщения. Из изложенного, можно сделать вывод, что Чернышевский представлял себе систему расселения на основе уничтожения социальных, экономических и градостроительных различий между городом и деревней и на основе тесного соединения сельскохозяйственного и промышленного производства.

Чернышевский, говоря о своем будущем государственном устройстве, исходит из возможности настоящего и поэтому рисуемая им светлая жизнь людей в Товариществе трудящихся не кажется невозможной или утопичной и действительно его будущее спустя 100 лет в наши дни становится уже настоящим.

Comments are closed.