Эволюция строительства дацанов у бурятО бурятах существует обширная литература, однако почти не освещен в печати вопрос об архитектуре культовых сооружений, так называемых дацанов. Между тем, именно в архитектуре дацанов наиболее полно отразилась высокая одаренность бурят. В результате небрежного отношения к наследию прошлого были варварски уничтожены и величественные ансамбли, являющиеся ценнейшими памятниками бурятского зодчества, созданные художественным творчеством народа в течение веков.

Ламаистское искусство само по себе является свидетельством большого народного мастерства. За религиозной идеологической одеждой скрывался мир человеческих чувств, надежд, размышлений, сложившихся определенных исторических условий.

В процессе своего исторического развития буддизм еще с 1 в. н. э. сильно отошел от своего первоначального направления, получив распространение к северу от Индии в таких странах, как Китай, Корея, Япония, Тибет и Монголия. Начиная со второй половины XVII в., на территории Бурятии распространяется ламаизм.

Строгие каноны ламаистского искусства чрезвычайно любопытны по своей реалистической трактовке. Имеются образцы, по своему гуманистическому содержанию не уступающие великой троице Андрея Рублева.

В этом искусстве есть значительные достижения народного творчества, художественного познания внешнего мира, отражающие специфику национальной культуры. Вообще же для буддийской иконографии Индии характерно обилие повествовательных сюжетов.

Тема Будды трактуется в основном как история его жизни и деятельности.

Хотя буддийская иконография в основном сохраняла свои традиции, в Бурятии все же она подверглась значительной переработке.

Произошла замена некоторых привнесенных элементов национальными мотивами, более понятными и близкими для восприятия местного населения.

Кажущееся внешнее сходство бурятской архитектуры с архитектурой Китая, Тибета и Монголии привело некоторых исследователей к неправильному взгляду на зодчество Бурятии, якобы носящее подражательный характер. Однако внимательно анализируя богатое наследие прошлого бурят, убеждаешься в том, что культовое зодчество Бурятии полностью самобытное.

Оно значительно отличается от архитектуры Тибета и Китая.

Бурятские зодчие не придерживались твердо ни китайских, ни тибетских канонов, а применяли их творчески, сообразуясь со своими национальными требованиями и представлениями. Исследователь А. М. Позднеев отмечал, что в первое время буддизм у бурят имел очень небольшое значение и число ламских поклонников было весьма невелико.

Собственно усиленное развитие буддизма началось с начала XVIII века. Принявшие ламаизм создали в своих юртах домашние молельни, которые на первых порах заменяли храмы.

Затем устраивали специальные юрты культового назначения. При богослужениях, когда вся ламская община собиралась вместе, она не могла вместиться в храм типа обычной жилой юрты.

Встала задача значительного увеличения их вместимости. Первые попытки были направлены по пути простого увеличения размеров обычной юрты.

Специальное культовое здание было сооружено в 1741 г. на р. Чикое у селенгинских бурят Цонгольского рода. Она представляла собой громадную войлочную юрту.

Однако простое увеличение размеров жилой юрты имело предел, который определялся конструктивными возможностями отдельных ее элементов. Буряты практически знали и правильно учитывали нагрузку на эти элементы, поэтому первым шагом по пути эволюции юрты было видоизменение в конструкции стены.

Появились дополнительный каркас и жесткие заполнения стен, позволившие значительно увеличить диаметр юрты.

Круглая в плане форма требовала трудновыполнимых обвязок стен в виде криволинейных брусьев.

В связи с этим стали применять обвязки из прямых брусьев, благодаря чему здания приобрели в плане форму многоугольника, а затем и четырехугольника. Исследователь А. Раев писал: По наружности кумирни имеют немного более двух сажен вышины, не отличаются от большой юрты, построенной из бревен; разница только в том, что на верху кумирни имеется род каланчи с довольно длинным шестом…

По углам кумиренной кровли находится еще несколько шестов.

Кумирня имеет большое крыльцо в несколько ступеней и широкую платформу, сделанную из дерева. Об устройстве кочующих, временных кумирен и частных (молельни богачей) у бурят, образующих зачатки целых дацанов, упоминают и другие.

При увеличении размеров постройки стрелы кровли выполнялись уже не из палок, как в юрте, а из толстых жердей.

Здание стояло на высоком цоколе.

Рост ламских общин требовал все большего увеличения размеров дацана, что обусловило быстрое развитие архитектурных форм и их конструктивное усовершенствование. Как свидетельствуют некоторые исследователи, первый стационарный дацан появился у Гусиного озера в 1750 г. В 1753 г. Цонгольский войлочный дуган на Чикое заменяется деревянным.

В 1758 г. у хоринских бурят насчитывается уже 33 ламы, 1 войлочный дацан и 2 деревянных сумэ.

Строится в этог период ряд храмов, в том числе и дополнительные в Гусино-озерском дацане.

В предписании 1773 г. иркутского начальства на имя хоринского тайши бурятам дозволялось в каждом роде иметь свой дацан.

Распространение ламаизма идет быстрым темпом.

Чтобы воспрепятствовать этому, иркутским губернатором и селенгимским комендантом в 1775 г. был определен предел в 150 штатных лам, но это ограничение не возымело своего действия. В течение последующих 20 лет число лам увеличилось до 617, а по переписи 1822 г. при 19 монастырях было уже более 2500 лам. Если первые дацаны имели небольшой размер и относительно легкие в 1-2 этажа постройки, то уже последующие дацаны приобретают более ламаистский стиль архитектуры.

Наряду с пятиглавым объемным решением и высокими крытыми лестницами, был принят единый тип бурятского дугана, характерный для первой половины XIX в. В этом типе, несмотря на различие размеров и этажности, принципиальная схема остается почти неизменной.

Дуганы строятся уже только в 3 этажа, причем каждый последующий этаж, как правило, уменьшается в плане, ярко подчеркивая ярусный тип в объемно-пространственном решении.

Традиционными становятся антаблемент, наличники и дверные украшения. Появляются колонные портики, причем колонны портика располагаются в один или два ряда, а количество их всегда четное: 4, 6, 8 с одинаковым шагом (иногда средний пролет делается шире).

Деревянные лестницы, соединяющие этажи, устраивались или внутри здания, или в портиках.

Над портиком первого или второго этажа устанавливались изображения колеса буддийского учения с коленопреклоненными газелями. Декоративнохудожественным элементам теперь уделяли особое внимание.

Яркая полихромия с применением чистых тонов является характерной особенностью; красный, синий, зеленый, желтый, белый и другие цвета встречаются в самых разнообразных сочетаниях. Стремление к орнаментации, полихромии заметно не только в архитектуре, но и в прикладном искусстве.

Несмотря на рамки религиозных канонов и строгие ограничения властелинов царской России, бурятские неизвестные зодчие в течение веков создавали свою национальную архитектуру.

Комментарии запрещены.