Эстетическая сущность понятия архитектурный ансамбль

Эстетическая сущность понятия архитектурный ансамбльКак искусство архитектура обладает своеобразными средствами художественного познания и отражения действительности и тем самым представляет одну из сторон общественной идеологии. Но, являясь в то же время одним из видов материально-общественного производства, архитектура органически входит в производительные силы общества и зависит от его экономического и технического прогресса. Воплощение архитектурного замысла в сооружении с помощью определенных материально-технических и художественных средств сначала в проекте, а затем в постройке составляет основное содержание архитектурно-строительной деятельности.

В архитектурном замысле человек с древнейших времен научился выражать свое отношение к окружающей среде.

Сначала это проявилось в выражении сознания победы над стихиями природы, а с развитием исторических формаций оно приобретает социально-идеологический характер.

Такое выражение, равно как и восприятие, составляет, наряду со специально утилитарным использованием архитектурного сооружения, его назначение. Как раз эту сторону назначения архитектуры в общественной жизни нам представляется необходимым подчеркнуть, так как именно здесь архитектура непосредственно включается в сферу искусства, пропагандируя определенные идеи, основные стремления и характер господствующей идеологии.

Архитектурные формы и их Пропорции служат в композиции произведения архитектуры средствами образного художественного выражения настроений и общих и противоположных представлений как состояние легкости и тяжести, покоя и движения, главного и второстепенного, величия и незначительности и т. п. Выразительные качества архитектурных форм и пропорций усвоены человеком как общие понятия и представления, выработанные многовековой практикой на основе свойственной людям особенности мышления в образах.

Архитектурные формы и их пропорции используются поэтому как средства выражения идеологического назначения зданий и являются средствами художественной пропаганды определенных социальных идей.

Мы видим и понимаем архитектурные формы и их пропорции как выражение пафоса архитектурного сооружения. Положительная или отрицательная оценка этого восприятия зависит от эстетического идеала определенной исторической формации, если понимать эстетический идеал как представление людей о прекрасном.

Наиболее раскрытой категорией прекрасного является гармония — общепризнанное средство выражения красоты.

Представление о гармонии как об определенном соотношении сочетаемых воедино элементов существовало у людей с древнейших времен.

Оно всегда связывалось с требованиями порядка в расположении частей, составляющих целое. Гармония поэтому с древнейших времен рассматривалась в соответствии с физическими законами расположения тел в пространстве, их формой и размерами.

Раскрытие существа гармонии связано с развитием математики, благодаря которой оно еще в древние времена получило выражение в числовых отношениях.

Эти отношения подкреплялись еще и философскими концепциями и идеологическими представлениями тех времен.

С течением времени общественный опыт раскрывает все более и более глубокий и актуальный для каждой новой эпохи смысл теоретических учений в области искусства великих мыслителей древности.

Для современного понимания некоторых закономерностей гармонии эти учения представляют неизбывную ценность. Они находят все более полные объяснения и обоснования в современных науках.

Особенно плодотворны научные изыскания психо-физиологических закономерностей гармонизации зрительных впечатлений в сфере организации информационного потока. Представления о гармонии, связанные с соразмерностью, ритмом, контрастом, симметрией и масштабностью элементов, составляющих целое, входят в творчеcкую основу современных искусств.

Они используются и в архитектуре как основные художественные средства для достижения единства и цельности архитектурной композиции.

Основным руководством в создании архитектурной композиции сооружения является расположение архитектурных форм и частей пространства в порядке, согласованном с их конструктивно тектоническими свойствами и художественной выразительностью соответственно функциональному и идеологическому назначению сооружения. Основные положения об архитектурной композиции, этимологические сведения о самом слове ансамбль и некоторые позиции сравнительного анализа использования этого слова в различных видах искусства позволяют высказать заключение, что под ансамблем следует понимать такие художественные качества произведений, которые проявляются в единстве составляющих его элементов в выражении основной идеи его содержания.

Отсюда следует, что ансамбль в архитектуре должен рассматриваться как высшая степень художественной выразительности архитектурного образа сооружения, в достижении которой решающим является единство идейно-художественного назначения составляющих его частей, соответствующих материально-практическому и идеологическому назначению сооружения в целом, Но это не значит, что такого единства можно достичь сочетанием только тождественных между собой по назначению элементов композиции. Гармония целого создается в сочетании подобных между собой частей.

А само подобие рассматривается как различие в одном и том же качестве подобных между собой в некоторых других отношениях вещей или явлений.

На этом строится представление о единстве в многообразии скрытой гармонии, которая сильнее явной. Это объясняет то, что единство многообразия элементов композиции определяется ритмом противоборствующих сил, и та, которая сильнее, т. е. более выразительна, тектонична, создает направленность ритма и соразмерность частей композиции, а также определяет характер выражения их согласования между собой и с общей идеей назначения целого.

На этом основании современное представление о единстве архитектурной композиции комплекса зданий объясняется зрительным восприятием ощущения единого ритма в членении зданий, единого масштабного и объемно-пропорционального построения зданий, а также еще и других качеств образной выразительности зданий, которые зависят от их функционального и идейного назначения.

К этому следует еще добавить ощущение соответствия соразмерности самих зданий между собой и их соответствие общей идее назначения комплекса в целом.

Comments are closed.