Архитектура Слободской Украины-Харьковщины 1650-1850 ггСлободская Украина-Харьковщина, возникнув в середине XVII в., после воссоединения Украины с Россией, первоначально служила целям обороны южной окраины Русского государства. Архитектура ее зданий и сооружений соответствовала тревожной и суровой жизни заселявших эту часть Украины переселенцев из-за Днепра. Более столетия города-крепости и оборонительные линии Слободской Украины сдерживали с юга натиск крымских татар.

На это указывает обнаруженный нами и опубликованный план города-крепости Харькова 1742 г., в содержании и построении которого отразилась еще не утихшая, хотя и ослабевшая, угроза со стороны Крыма. В последующем административные реформы второй половины XVIII в., превратившие Слободскую Украину в одну из 50 губерний Российской помещичье-дворянской империи, определили необходимость сооружения десятков относительно значительных административных, общественных и жилых зданий в Харькове — губернском административно-торговом центре юга России и в уездных городах.

Первым и наиболее значительным зданием Харькова последней четверти XVIII в. был двухэтажный (с подвалом) дом (дворец) губернатора, построенный в архитектурных формах русского классицизма губернским архитектором И. Виляновым и его помощником П. Ярославским (завершившим свое архитектурное образование у прославленного зодчего В. Баженова) . Достоверных сведений об авторе проекта здания (ставшего позднее центральным корпусом Харьковского университета) в литературе не имеется.

Нам удалось установить, что здание строилось по повторно примененному проекту, составленному для города Смоленска архитектором М. Тихменевым, воспитанником архитектурной школы талантливого русского зодчего В. Ухтомского.

Из построек, возведенных на рубеже XVIII-XIX вв., заслуживает особого внимания здание Губернских присутственных мест, явившееся основой ансамблевой застройки исторического центра Харькова. Это крупное трехэтажное сооружение, завершенное куполом, решено в сдержанных архитектурных формах русского классицизма, с колонными портиками по западному и восточному фасадам и полукружиями крыльев, выступающих на центральную городскую площадь.

Строительство этого здания, возведенного уже на высоту двух этажей, по обстоятельствам военного времени было приостановлено и заканчивали стройку уже по измененному проекту. Вопреки имеющимся в литературе предположениям, автором проекта здания Харьковских губернских присутственных мест был не губернский архитектор П. Ярославский (сменивший И. Вилянова).

Как свидетельствуют некоторые выявленные нами данные, автором первого проекта был известный зодчий Д. Кваренги, а измененного проекта — А. Захаров.

Под руководством архитектора П. Ярославского в конце XVIII и в первом десятилетии XIX вв. в Харькове и уездных городах построены многие административные, общественные и жилые здания, в том числе Банковская контора и Провиантский магазин в Харькове, воинский лазарет в Куряже, уездные присутственные места, колокольня собора в г. Ахтырке и ряд других зданий и сооружений. В первой четверти XIX в. в Харьковском университете работали архитекторы Е. Васильев и А. Тон, имевшие рекомендации известных зодчих Д. Кваренги и А. Воронихина и президента Академии художеств А. Оленина.

Ими построено в Харькове значительное количество общественных и жилых зданий.

Продолжая формирование архитектурного ансамбля центральной части Харькова, профессор архитектуры Е. Васильев (при участии арх. Вателета) создает комплекс университетских зданий, проектирует Гостиный двор, воздвигает памятник в честь победы в войне 1812 г. и иные общественные здания.

Ему же приписывается в различных публикациях авторство по проектам здания дворянского собрания, архиерейского дома и другим зданиям.

Но эти предположения являются бездоказательными и ошибочными.

Первый городской архитектор А. Тон (1837-1844 гг.) заканчивает после смерти арх. Е. Васильева строительство колокольни Успенского собора, проектирует и строит в Харькове многочисленные большие (с колонными портиками) и малые жилые дома применительно к образцовым фасадам архитекторов А. Руска, В. Гесте и особенно В. Стасова-Признаки стилевого распада, выявившиеся во второй четверти XIX в. в архитектуре Харьковщины (как, впрочем, и во всей России), явились следствием нарастания в стране капиталистических отношений и появления новых задач в проектировании и строительстве общественных и жилых зданий. На смену архитектуре классицизма приходят стилизаторство и эклектика, завершившие процесс этого распада архитектурно-художественного единства в застройке городов Харьковщины.

Многие из сохранившихся от прошлых времен зданий Харьковщины недооцениваются как памятники архитектуры. Разноречивы и опубликованные сведения о них, многое еще вообще пока мало известно или забыто.

Все это и предопределило необходимость специального исследования на тему: Градостроительное развитие Харьковщины 1650-1917 гг., имеющего целью на основе первичной документации из государственных хранилищ восполнить пробелы в научных сведениях о памятниках архитектуры Харьковщины, а также установить те прогрессивные начала, которые были заложены в градостроительстве Харьковщины, для последующего их использования и развития в современной практике.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.