Закономерности расселения и транспорт в разобщенных промышленных комплексахНовокузнецкий промрайон представляет собой агломерацию крупных промышленных предприятий и ряда поселков городского типа с главным ядром центром культурно-бытового обслуживания всего населения. Образование групповой формы расселения Новокузнецка объясняется наличием большого числа крупных предприятий обрабатывающей промышленности, удаленных друг от друга на значительные расстояния, с численностью трудящихся от 8 до 35 тысяч; высокой степенью санитарной вредности производства; рассредоточенным расположением предприятий добывающей промышленности с размещением около них жилых поселков; рассредоточенным, в силу естественных условий (рельеф, роза ветров, инженерно-геологические и грунтовые особенности), расположением пригодных для застройки территорий.

Вследствие такой разобщенности величина диаметра мест труда в городе составляет в среднем 20 км, доходя в ряде случаев до 27 км. Анализ современного планировочного состояния города, проведенный по методике, разработанной А. М. Якшиным (ЦНИИП Градостроительства), позволил выявить недопустимо большие затраты времени на трудовые и культурно-бытовые передвижения (1,52 часа на 1 поездку).

Такие показатели лишний раз подчеркивают, что рациональное размещение селитебной зоны и промышленности, изыскание целесообразных форм расселения являются важнейшими предпосылками при решении транспортной проблемы. Обследование расселения трудящихся Новокузнецка было проведено по опыту КиевНИИ градостроительства.

Отбор предприятий градообразующего значения производился выборочным методом согласно градации предприятия по численности; отбор предприятий градообслуживающего значения производился по шкале случайных чисел.

Из общего количества трудящихся 226,4 тыс. человек (на 1.1.65 г.) обследовано 76,0 тыс. человек, в том числе на предприятиях градообразующего значения 61,4 тыс. (37,3% от общего количества трудящихся), градообслуживающего 14,6 тыс. человек (23,7% от общего количества трудящихся).

Средневзвешенный % обследования расселения трудящихся составил 33,6% по сравнению с 1015%, рекомендуемыми методикой КиевНИИ градостроительства.

Принятые величины генеральной и выборочной совокупностей, а также величина дисперсий выборки (о2 = 231,7) определили достаточно высокую меру точности, при которой отклонения характеристик выборочной совокупности от генеральной не превышают 0,7% 1,0%. Обработка материалов обследования велась следующим образом а) распределение трудящихся каждого предприятия по затратам времени (кривая фактического расселения); б) определение емкости селитебных районов по зонам времени (кривая населения); в) определение коэффициентов удельной вероятности расселения; г) обобщение коэффициентов удельной вероятности расселения трудящихся предприятий по транспортным районам тяготения. Обобщение результатов обследования расселения трудящихся производилось по основным отраслям производства (металлургия, угольная промышленность, строительство, химия, легкая промышленность, НИИ и проектные организации, автохозяйства), по районам и в целом по городу.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты: 1) распределение абсолютного количества трудящихся по затратам времени имеет форму, близкую к закону нормального распределения, и не зависит от производственного и территориального признака.

Вместе с тем кривые расселения трудящихся по планировочным районам отражают частные особенности расположения предприятий. В частности, при наличии санитарно-защитной зоны начало графика расселения смещается к зоне 1520 минут; 2) предел дальности расселения трудящихся Новокузнецка 65 мин. Удельный вес трудящихся с затратами времени более 65 мин равен 4%; 87% от общего количества проживает в зоне 45 мин; 9% в зоне от 45 до 65 мин; 3) средневзвешенная затрата времени на трудовые передвижения составляет 39,1 мин; средневзвешенная затрата времени на все передвижения населения 33,1 мин; 4) кривая расселения трудящихся г. Новокузнецка имеет ряд особенностей по сравнению с кривыми Шелейховского Г. В., Шацкого Ю. А., Якшина А. М., Гольц Г. А. (см. табл).

При обработке материалов обследования расселения трудящихся г. Новокузнецка произведен расчет расселения на 1970 г. и определены трудовые корреспонденции, что дало возможность построить комплексную схему транспортного обслуживания трудящихся Новокузнецкогопромузла.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.