Вопросы комплексного решения задач архитектурно-художественного оформления

Вопросы комплексного решения задач архитектурно-художественного оформленияЗадачи современного строительства решает широкая сеть научно-исследовательских и проектных институтов, а также конструкторские бюро. В кругу внимания этих организаций находится разработка целого ряда проблем, в важности которых сомневаться не приходится. Лишь отделочные работы во многих случаях не отвечают современным требованиям.

Достаточно сказать, что проектная документация и строительная смета по отделочным работам в большинстве случаев ограничиваются штукатуркой и покраской, даже без рецепта колеров. Такие объекты, как типовые школы, клубы, детские сады, кинотеатры, столовые сдаются заказчику в так называемом голом виде.

Руководителям этих учреждений приходится прилагать немалые усилия, чтобы помещения и территория имели должный вид. К сожалению, часто можно видеть в здании из стекла и бетона плюшевые занавески, картину Утро в сосновом лесу, люстры стиля ампир пятидесятых годов и многое другое, давно устаревшее.

Еще большие затруднения возникают при реконструкции существующих зданий и помещений. Потребность в подобного рода работах огромна.

Большая часть заказов на оформительные и отделочные работы поступает в комбинат художественного фонда, опыт работы которого весьма показателен. Еще совсем недавно оформительные комбинаты, в силу своей так называемой профильности, принимали заказы на выполнение только живописных и скульптурных работ, т. е. локальных и не связанных с архитектурой.

Перемены, происшедшие в архитектуре, новые эстетические требования заказчиков заставили руководство комбинатов обратиться за помощью к архитекторам, чтобы они, архитекторы, представляли комплексное решение задачи архитектурно-художественного оформления.

Явление само по себе положительное, если бы не целый ряд но. Во-первых, профильность комбинатов сохранилась.

В тех же случаях, когда архитектор может решить проект оформления без внесения элементов живописи и скульптуры, работа считается для комбината непрофильной. Появляется видоизмененная форма излишеств в виде ненужного перенасыщения архитектурной среды живописью и скульптурой.

Второе но отсутствие у заказчика узаконенных средств на отделочные и оформительские работы. В сметы на отделочные работы, утверждаемые Стройбанком, ни один проект по оформлению уложиться не может, и заказчик вынужден находить обходные пути для перечисления средств по другим статьям.

Третье но отсутствие у заказчика современных отделочных материалов: пластиков, линолеума, декоративных тканей, осветительной арматуры и др. Поставляя заказчику в готовом виде произведения живописи и скульптуры, а также проект оформления, разработанный до стадии рабочих чертежей, комбинат не берет на себя производства отделочных работ, таким образом он не решает полностью своей задачи. Четвертое но связано с деятельностью художников и скульпторов, которые работают в системе комбинатов и в большинстве своем являются станковистами.

Они ориентируют свое творчество на выставочную форму показа произведений, относятся к заданиям, связанным с оформлением, как к своего рода побочным заработкам и выполняют работы, не делающие им чести.

И последнее но связано с несвойственным для нашей профессии положением архитектора, когда он оказывается в виде пасынка в системе комбинатов. Так, например, проект, разработанный архитектором, принимает художественный совет, не имеющий в своем составе ни одного архитектора.

Из всего вышеизложенного напрашивается вывод. Отделка и оформление интерьера, экстерьера, а также доведение композиции до художественной выразительности, отвечающей эстетическим запросам задачи нерешенные; они требуют внимания и особых усилий.

Такие усилия (попытка использовать свои возможности) прилагаются на кафедре рисунка и живописи нашего института. Это введение в программу обучения (пока в виде опыта) задания на составление проекта оформления интерьера с использованием средств монументально-декоративной живописи и скульптуры.

Фрагмент живописной или скульптурной композиции студенты выполняют в материале.

Это составление колерного каталога. Это выполнение хоздоговорной темы по оформлению пром.

площадки и цехов ДСК Череповецметаллургстроя. Но этого мало.

В дело упорядочения отделочно-оформительских работ требуется вмешательство архитектурной общественности, Союза Архитекторов, научных и проектных институтов.

Comments are closed.