Влияние подвижности и расселения при реконструкции городов на схему городского транспортаГородской транспорт и магистрали, осуществляющие связь жилых районов между собой, с местами приложения труда, общественными центрами и зонами отдыха, являются важными факторами, влияющими на архитектурно-планировочную структуру города. Эти факторы должны учитываться при выборе оптимальной системы расселения реконструируемого города с целью обеспечения минимальных затрат времени на передвижение.

При этом необходимо обеспечить уровень обслуживания, максимально приближающийся к условиям новых проектируемых жилых районов и городов. На основе выбранной системы расселения должны разрабатываться проектные предложения по разуплотнению центральной части города, выносу санитарно-вредных промышленных предприятий и улучшению обслуживания населения путем создания крупных районных культурных и торговых центров и учета минимальной работы пассажирского транспорта.

Помимо таких общих задач, решаемых для города в целом, возникает необходимость определения транспортных условий расселения и для отдельных районов.

Так, при разработке Ленфилиалом АС и А проектных предложений по застройке и реконструкции Васильевского острова в Ленинграде было установлено, что размеры транспортных потоков, проходящих в другие районы города и обратно, ограничены пропускной способностью существующих и проектируемых мостовых и туннельных переходов.

Следующие по ним потоки транспорта находятся в сложной функциональной зависимости от количества населения.

Для определения наибольшей численности населения было проведено под руководством к. т. н. О. Н. Штерцера специальное исследование.

Варьируя численность населения от 150 до 500 тыс. человек, определяли и количество приведенных транспортных единиц, проходящих в час-максимум через мосты и туннели в оба направления. Было установлено, что численность населения Васильевского острова лимитируется пропускной способностью южных мостов и туннеля в пределах 300 000 человек Для подобных исследований и других транспортных расчетов необходимо иметь не только исчерпывающие данные о существующей системе расселения, размерах и направлениях трудовых и культурно-бытовых тяготений, но и знать тенденции их изменения при разработке научно-обоснованных гипотез.

Однако в градостроительной практике не нашли еще широкого применения периодические обследования расселения и подвижности городского населения. Поэтому в транспортном разделе темы Разработка методики реконструкции старых жилых районов Ленинграда, выполняемой научным отделением ЛенНИИП градостроительства, особое внимание было уделено выбору и опробованию методов обследования расселения трудящихся, занятых на предприятиях одного из центральных районов города, и подвижности проживающего в нем населения.

После анализа имеющегося в этом направлении опыта было проведено экспериментальное обследование при различных способах сбора и обработки информации.

Для выявления закономерностей взаимного расположения мест проживания и приложения труда на большинство предприятий Ленинского района были разосланы адресные листы, и на основании полученных данных построены точечные планограммы, кривые расселения и плотности. В числе обследуемых находился завод подъемно-транспортного оборудования им. Кирова, на котором студенческим научным обществом ЛИСИ в 1960 г. (под руководством доц. Фишельсон М. С.) было проведено аналогичное обследование.

Это дало возможность проанализировать изменения, происшедшие в расселении за прошедшие 5 лет. Обращает на себя внимание значительное уменьшение количества трудящихся, проживающих в первых трех зонах (что можно объяснить разуплотнением центральных районов города) и изменение формы кривой из-за строительства общежитий в четвертой и шестой зонах.

Увеличение числа загородных жителей с 1 до 10% несколько понизило кривую на всем ее протяжении.

Значительные различия можно проследить в закономерностях расселения предприятий градообразующего и обслуживающего профиля.

Например, в двух первых зонах проживает 53% работников больницы им. Пастера и только 32% трудящихся завода ПТО им. Кирова. Учитывая, что при построении километровых зон в одно и то же кольцо попадают совершенно разные по характеру территории (на севере части общегородского центра, на юге новые периферийные жилые районы), была построена картограмма трудовых связей предприятий с административными районами города.

При проведении обследования подвижности населения за основу была принята методика КиевНИИ градостроительства, несколько видоизмененная в процессе экспериментального обследования. Сбор данных производился школьниками и студентами старших курсов ЛИСИ по местам жительства.

Обработка части анкет, собранных учениками старших классов, дала следующие предварительные результаты: Низкие показатели подвижности населения Ленинского района по культурно-бытовым целям объясняются, очевидно, недостаточным учетом влияния факторов неравномерности передвижений по дням недели, временам года и т. д., что может быть устранено после проведения повторных обследований. Результат работы показал, что сбор информации без предварительного оповещения населения значительно снижает производительность труда учетчиков, собиравших за 33,5 часй до 25 анкет.

Следующие этапы исследования будут посвящены поискам других, менее трудоемких способов получения и обработки материалов с большим использованием математических методов и счетных машин.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.