Тесты и упражнения для будущих архитекторов

Тесты и упражнения для будущих архитекторовПрактическое обучение архитектурной специальности ведется, в основном, на проектах, а проект — это целостное и в то же время сложное задание, требующее для выполнения разнообразных способностей и навыков. В этой синтетичности и состоит преимущество подобного способа обучения, и вряд ли могут возникнуть сомнения в его разумности.

Однако подобно тому, как в других дисциплинах выполнению проектов предшествует цикл элементарных упражнений, так и обучение архитектурной композиции может быть дополнено решением большого числа задач, каждая из которых тренировала бы лишь очень конкретный творческий навык. Для проверки такого метода при кафедре планировки и благоустройства населенных мест в течение 4 лет проводились факультативные занятия с небольшими группами студентов (5-10, самое большое — 12 человек).

Результаты этих опытов послужили материалом для доклада. Первоначально большое внимание уделялось задачам, похожим на те, которые применила кафедра рисунка на факультативных занятиях по архитектурной композиции, а именно, архитектурным фантазиям из геометрических объемов.

Первоисточником этого жанра являются, по-видимому, архитектоны К. Малевича и некоторые упражнения из учебных программ Баухауза.

Работа над такого рода композициями вполне определенное качество — грамотность сопоставления отдельных объемов. Вскоре стало ясно, что одним только этим способом цели не достигнуть.

Занятия стали приобретать заметный формалистический оттенок.

Эта первая неудача заставила сильно расширить круг упражнений.

Для их разработки была использована и специальная литература, касающаяся методики обучения архитектурной композиции, и книги по геометрии, и даже разного рода занимательная литература вроде книг Перельмана и задач из журнала Наука и жизнь. Составление комплекса задач велось из расчета, чтобы их набор обеспечивал тренировку основных качеств, которыми должен обладать архитектор.

Во-первых, это все, что связано с пространственным восприятием архитектурных объектов: чувство масштаба, объемно-пространственное воображение.

Это, во-вторых, все, что связано с их материальностью: конструктивное чутье, технологическое чутье и т. п. Это, наконец, способность к композиции.

Последнюю можно упрощенно представить состоящей из двух элементов: способности фантазировать (объемно-пространственной изобретательности) и способности эстетической оценки. Задачи, соответствующие всем этим качествам, могут иметь характер либо тестов, либо упражнений, а чаще и того, и другого одновременно.

Ниже будут рассмотрены примеры задач для развития объемно-пространственной изобретательности. Они представляются наиболее существенными, так как учат видеть все возможные способы трансформации той или иной пластической темы.

Тесты для выявления этой способности могут быть не обязательно эстетического плана. Например, предлагается сделать все мыслимые развертки куба, обращая внимание не только на тривиальные, сразу приходящие в голову, но и на более интересные.

Для проверки и тренировки способности вариантно мыслить можно использовать упражнения, тренирующие одновременно и другие способности, например, конструктивные.

Образцом может служить задача о трех кольцах (предлагается указать все принципиальные варианты жесткого скрепления друг с другом в пространстве трех одинаковых колец при помощи шарниров).

Выяснив уровень развития способности, можно приступить к ее тренировке.

Ниже приводятся типы упражнений, которые для этого использовались на кафедре.

1. Предлагается пластическая (а на плоскости — графическая) тема, выраженная словесно или схемой. Требуется представить возможные варианты темы и дать ее образное выражение.

Например, предлагается провести одну или несколько прямых, ломаных или кривых линий, придерживаясь все время какого-нибудь простого принципа (скажем, чередуя отрезки прямых и окружностей и т. п.). Потом все это закрашивается в шахматном порядке в два цвета. В процессе работы допускается использование зрительных ассоциаций, если это способствует созданию характерного образа.

Сущность упражнения двоякая: найти максимальное количество простых принципов проведения линий и извлечь из каждого принципа максимум выразительности. Пример словесно сформулированной пластической темы — кольцо Мёбиуса (лента, склеенная в виде кольца, но предварительно окрученная, например, на 180е).

Эту тему можно сначала использовать как тест.

Предлагается сказать, что произойдет, если кольцо разрезать вдоль, параллельно краю.

Потом на эту тему делается объемная композиция, скульптура (предварительно изучаются варианты трансформации темы). 2. Предлагается конструктивная или технологическая тема.

Это также оказывается обычно достаточным поводом, стимулирующим разработку пластического образа.

Простейший пример: пространственная конструкция из одинаковых по длине стержней, скрепленных концами (т. е. на основе октаэдров).

3. Предлагаются различные материалы, из которых должна быть разработана композиция (проволока, папье-маше и т. п.). Это тоже может оказаться хорошим поводом для поисков пространственного образа, особенно в случае материала с ограниченными возможностями. Преодоление этой ограниченности и обеспечивает интерес к теме.

4. Задан способ стилизации изобразительного сюжета (а сюжет выбирает сам студент).

Это общеизвестное упражнение применяется во многих художественных вузах.

Например, композиция должна быть выполнена только из прямоугольников, кругов и треугольников.

Таковы примеры задач на вариантность объемно-пространственного мышления.

Способы развития оценочной способности ял здесь не рассматриваются, они представляют собой самостоятельную тему. В настоящее время работа со студентами продолжается, а так как эти опыты еще нельзя считать завершенными, то, вероятно, в дальнейшем будет происходить изменение методических приемов, изложенных в этом докладе.

Comments are closed.