Световые фонари для картинных галерейФонари верхнего света в существующих картинных галереях имеют, как правило, нерациональную конструкцию. Обычно они представляют собой двускатные фонари с устройством плафона.

Несмотря на громадную площадь их остекления, практически не удается получить среднюю величину К. Е. О. в выставочной зоне более, чем 2%. Кроме того, освещение, осуществлявvoe обычными фонарями верхнего света, не обладает и другими необходимыми качествами: величины углов падения лучей на выставочную зону выходят за допустимые пределы, характер распределения освещенностей в экспозиционном зале не отвечает требованиям зрительного комфорта и т. д. Световые фонари с малой высотой световой шахты, которые можно устраивать в бесчердачных крышах, являются более эффективными. В результате теоретической разработки с учетом всех требований, предъявляемых к освещению залов картинных галерей, схема рационального светового фонаря приобретает вид. Световое отверстие расположено таким образом, что свет падает на выставочную зону под углами в пределах от 7 до 45 (по отношению к поверхности картин).

Это исключает попадание в глаз зрителя лучей, зеркально отраженных от картины, при рассматривании картины в целом.

При длине светового отверстия, равной 5,5 м, и прозрачном наружном и внутреннем остеклении К — Е. О. в верхней точке выставочной зоны равен 5,3%, в нижней точке выставочной зоны 2,1% (освещенность только от одного фонаря).

В зоне расположения зрителей К. Е. О. в вертикальной плоскости равен не более 1,5%, т. е. меньше среднего его значения в выставочной зоне в 2,8 раза.

Это обстоятельство очень важно, так как при таком распределении освещенностей становятся, как правило, невидимыми отражения людей и предметов в поверхности картины; выполняется необходимое условие освещения экспозиционного зала, вообще, освещение наиболее полно отвечает своему функциональному назначению. Особенностью предлагаемой схемы светового фонаря является то, что наклонное внутреннее остекление обращено не к выставочной зоне (как сделано в некоторых музеях), а в противоположную сторону.

Такой наклон остекления вызван необходимостью при сохранении углов падения лучей в пределах от 7 до 45° дать такую площадь остекления, которая обеспечивала бы достаточно высокие значения К — Е. О. в выставочной зоне. Коэффициент неравномерности освещения картин также не превышает допустимой величины.

(Допустимая величина равна 3). При угле наклона остекления, равном 26° по отношению к горизонтали. При уменьшении угла наклона остекления и при одновременном соблюдении углов падения света на выставочную зону в пределах от 7 до 45° усиливается неравномерность освещения картин и снижаются значения К — Е. О. в пределах выставочной зоны.

Предполагается испытать модели экспозиционных залов, имеющих фонари верхнего света описанной схемы, на установке искусственный небосвод в лаборатории светотехники НИИСФ.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.