Строительство зданий общественного назначения в г. Одессе конца XVIII - начала XIX вРазвитие Одессы как внешнего торгового центра юга страны и интенсивность операций внутреннего рынка вызвали строительство большого количества торговых зданий. Эти здания возводились не только на оживленных улицах (Дерибасовской, Преображенской, Старорезнической, Новорыбной), но и на площадях, что приводило к превращению этих площадей в торговые центры районного значения.

Примером этого может служить Новобазарная площадь, которая застраивалась по проектам архитектора Ф. Фраполли одноэтажными зданиями лавок с открытыми галереями.

Общегородской торговый центр города сформировался по оси одного из спусков в порт и представлял собой анфиладу площадей.

Вследствие небольших территориальных размеров Одессы и увеличения активности деловой жизни по мере приближения к порту, роль главного рынка в начале XlX в. играла Греческая площадь. В 1804-14 гг. была произведена застройка этой площади двухэтажными зданиями, в которых первый этаж предназначался для производства торговых операций, а второй — для складов.

Фасады лавок со стороны площади были обработаны колоннадами тосканского ордера.

Несмотря на ряд погрешностей, допущенных архитектором Ф. Фраполли в построении ордера и прорисовке деталей, его замысел имел несомненные художественные достоинства, так как обрамленная колоннадой рыночная площадь производила впечатление целостного организма.

Можно считать, что в рассматриваемый период сформировался прием композиций торговых зданий с открытой колонной галереей со стороны главного фасада.

Одним из первых общественных сооружений в городе являлся Инженерный дом, находившийся в прибрежной зоне на левом берегу Военной балки, — двухэтажное здание лаконичной архитектуры, в котором размещалась инженерная команда, руководившая застройкой города.

Наиболее крупным сооружением на этом участке являлось здание военного госпиталя, спроектированное в 1794 г. инженером Ф. П. Деволаном. По неизвестным причинам оно не было достроено и, простояв так несколько лет, начало разрушаться, что зафиксировано в чертежах инженера Гартинга 1801 г. После неоднократных попыток окончить строительство здание было разобрано в конце 1800-х годов.

В 1798 г. по проекту инженера Харламова был построен так называемый Дом главнокомандующего флотом с довольно простыми по архитектуре фасадами.

В 1805 г. в этом здании разместился полуофициальный пансион Вольсея, в связи с чем под руководством инженера Е. X. Ферстера здание было перестроено. В 1811 г. пансион Вольсея превратился в Благородный институт, для которого в 1814 г. было выделено другое здание.

В связи с реорганизацией Благородного института в Ри-шельевский лицей, 4 июля 1817 г. был утвержден проект нового здания, разработанный архитектором А. А. Монфера-ном. Для строительства был выбран участок между селитебной территорией и карантином, на котором предполагалось разбить регулярный парк. Этот проект не был осуществлен, очевидно, из-за большой стоимости строительства.

Для нужд Ришельевского лицея приспособили существовавшие старые постройки.

В 1819 г. по проектам архитектора Шаля производится их перестройка, в результате чего по Дерибасовской и Ланжероновской улицам появились два длинных двухэтажных корпуса, соединенных между собой внутри участка двух — и одноэтажными постройками. Однообразие принятой системы планировки нашло свое отражение в монотонности фасадов, лишенных каких-либо архитектурных акцентов.

В те же годы возник вопрос о постройке большого городского театра. Проект здания разработал в 1803 г. знаменитый петербургский архитектор Тома де Томон.

Строительство было осуществлено в 1804-09 гг. под руководством местного зодчего Ф. Фраполли, внесшего в проект ряд изменений. В дальнейшем театр неоднократно перестраивался.

Здание сгорело в ночь на 1 января 1873 года. Близко связанный с градоначальником Ришелье, Томон выполнил для застройки Одессы несколько других проектов, в том числе здания городской больницы.

При осуществлении окончательного варианта проекта Томона местные зодчие внесли некоторые изменения.

Строительство производилось в две очереди: в 1804-8 гг. был возведен центральный корпус под руководством Ф. Фраполли; в 1821 г. произведена пристройка боковых крыльев, осуществленная Дж. Фраполли. Одним из самых значительных и интересных сооружений Одессы начала XIX в. явилось здание почты.

Оно было построено по проекту Ф. Фраполли, внесшего весьма существенные изменения в первоначальный проект иногороднего архитектора Вунича, разработанный еще в 1804 г. Наиболее распространенным типом общественных зданий, строившихся в то время, являлись культовые постройки. Уже в 1795 г. была произведена закладка ряда церквей.

В прибрежной части города было начато строительство Екатерининской церкви.

Но она не была достроена и в начале 1820-х годов ее разобрали, но об архитектурном решении здания дает представление чертеж, подписанный Харламовым и Ф. Фраполли. Церковь представляла собой четырехстолпную композицию в виде равностороннего креста в плане.

Ветви креста заканчи вались дугообразными в плане приделами, устроенными за опорными столбами, в чем, по-видимому, сказалось влияние средневизантийских образцов.

Аналогичной по своей композиции являлась и главная соборная церковь св. Николая.

Она также не была достроена по первоначальному проекту, составленному иногородним архитектором Ванрезонтом.

В 1804 г. собор был вновь торжественно заложен и под руководством Ф. Фраполли закончен в 1809 году.

В процессе строительства были использованы первоначальные фундаменты, что и предопределило архитектурно-планировочное решение нового здания. Но по сравнению с предыдущим проектом значительно увеличена высота храма, что обуславливалось островным расположением здания на обширной площади и его большим градоформирующим значением.

В 1812-22 гг. в одном из кварталов на Александровском проспекте была сооружена Покровская церковь.

Ее архитектурно-пространственное и планировочное решения являлись совершенно аналогичными рассмотренной выше композиции соборной церкви.

Последнее обстоятельство, а также то, что в Одессе в это время отсутствовали другие зодчие, дает основание приписать авторство проекта этой церкви тому же Ф. Фраполли. Из неосуществленных храмов наибольший интерес вызывает проект церкви св. Спиридона.

В трехчастном членении внутреннего пространства по продольной оси и в характере объемного построения отразились влияния молдавского культового зодчества.

В архитектуре большинства общественных зданий, построенных в это время в г. Одессе, проявились идейно-художественные основы стиля русского классицизма. Вместе с тем нашли отражение и некоторые региональные особенности, связанные с многонациональным составом населения, комплексом природно-климатических факторов.

Последнее сказалось в формировании перистильных композиций рыночных площадей, в своеобразии сочетаний русской классики с византийскими и молдавскими влияниями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.