Создание скульптурных рельефов с учетом особенностей зрительного восприятияДля получения определенного эстетического эффекта при расположении декоративного рельефа в архитектурной среде необходимо учитывать некоторые условия видимости, влияющие на образование композиции и связь пластических форм с архитектоникой сооружения в целом. Восприятие человеком архитектурных форм сложный процесс, зависящий во многом от особенностей нашего зрительного аппарата, положения рассматриваемого предмета в пространстве и воздушной перспективы.

Взаимодействие указанных факторов влияет на наше сознание, сказывается на образном восприятии всего видимого нами. В связи с этим раскрываются большие возможности интересных пластических решений при творческой работе над скульптурным произведением.

Одно из важных пластических качеств монументализация скульптурных форм, вызванная, в основном, условиями зрительного восприятия и создающаяся на основе особых композиционных принципов.

Устройство нашего зрительного аппарата дает возможность ощущать резкую разницу в пластическом восприятии предметов, как близко расположенных, так и находящихся в удалении. Установлено, что при рассматривании с близкого расстояния объем воспринимается более выразительно.

Это получается благодаря различному положению зрительных осей, направленных к предмету под определенными углами.

Ощущение стереоскопичности и полнота впечатления исчезают, если закрыть один глаз. В этом случае получается плоско-перспективное отображение предмета.

Если вещь рассматривается на большом расстоянии, когда зрительные оси располагаются почти параллельно, представление о ней будет аналогично представлению при рассматривании ее одним глазом.

В этом случае выразительность и объемность форм теряются, а рассматриваемый предмет кажется более плоским.

Исчезает рельефность поверхностей, детали становятся мало заметными и слабо читаются.

Чтобы сохранить нужную остроту формы, скульпторы часто прибегают к исключению второстепенных деталей, т. к. они в художественном произведении имеют малое значение и только мешают ощущению целостности.

В связи с этим форма обобщается, т. е. подчеркивается двугранными углами или выполняется с увеличением округлости и т. п. Интересным примером удачного решения рельефа путем обобщения деталей скульптурной формы могут служить головы фигур в барельефах, расположенных на южном фасаде Казанского собора. Эти рельефы находятся от зрителя на расстоянии, которое делает невозможным восприятие отдельных деталей.

Поэтому автор не счел нужным изобразить глаза, а вместо этого сделал узкие углубления.

Тени в этих углублениях и тени, падающие от острых линий надбровных дуг, создают необходимое впечатление при рассматривании скульптур из задуманных автором мест. Примером нарочитого выпучивания формы всей скульптурной детали может служить палица с головой барашка, изображенная в арматурном рельефе дворового фасада инженерного замка.

Проведем кривую, касающуюся выступающих точек контура палицы. Очевидно, она будет служить направляющей некоторой поверхности.

Эта кривая парабола, обращенная выпуклой стороной к зрителю.

Следовательно, построенная поверхность, в которую вписывается рассматриваемый скульптурный объем, есть часть выпуклой поверхности параболического цилиндра. При восприятии высоко расположенных декоративных рельефов, которые зрителю приходится рассматривать под вертикальными углами, превышающими 4045°, возникает иллюзия западания вертикально стоящих пластических форм.

Витрувий в своем сочинении объясняет ее законами наблюдательной перспективы.

Чтобы подобные формы казались расположенными вертикально, он рекомендует наклонять их вперед на 1/13 часть от их высоты с лицевой стороны. Обмеры наклоненных декоративных рельефов таких памятников эпохи классицизма, как Русский музей, Инженерный замок, дом Кочубея, произведенные сотрудниками Государственной по охране памятников г. Ленинграда и автором работы, показали, что скульпторы широко использовали этот прием на практике.

Выяснилось, что наклон зависит от размера рельефа и степени его выступания (4). Исследования автора показали, что тангенс угла наклона пластических, форм может принимать значения от V50 до V12, где первый предел соответствует практической необходимости не отрывать фигуру большого размера и малой высоты рельеф, а от стены, на которой она расположена, а второй определяется данными Витрувия. При рассматривании вылепленных в рельефе фигур снизу, под большим вертикальным углом, выступ грудной клетки может закрыть шею, а частично и голову.

Поэтому такие фигуры не только наклоняются, но и выгибаются в сторону зрителя, касаясь также некоторой цилиндрической поверхности. При рассматривании снизу они производят то впечатление, на которое рассчитывал автор.

Это фигуры рельефа, помещенного на фронтоне дома Кочубея.

На чертежах даны их разрезы, выполненные в обмерном чертеже № 16 932 Государственной инспекции по охране памятников г. Ленинграда. Кривые, построенные к наиболее выступающим точкам этих разрезов, представляют собою параболы, обращенные к зрителю вогнутыми сторонами.

Следовательно, поверхности, ограничивающие наиболее выступающие точки таких пластических форм, являются частями вогнутых поверхностей параболического цилиндра. Обмерив ряд скульптурных рельефов эпохи классицизма, автор пришел к следующим выводам: 1) В случае выпучивания скульптурной формы, стрела прогиба I поверхности параболического цилиндра колеблется в пределах от V50 до 1/6 высоты h предмета.

2) В случае выгибания скульптурных объемов, стрела прогиба колеблется в пределах до 712 от этой же высоты.

Принцип построения этих пластических форм рассмотрен в работе (5). Профильные фигуры выполняются только наклоненными в сторону зрителя.

Выгибания их формы обычно не производится.

В арматурных декоративных рельефах, кроме указанных особенностей, часто можно встретить условности, вносимые в них для того, чтобы избежать искажения, которое появляется при рассматривании в рельефе детали удлиненной формы, пересекаемой в нескольких местах другими предметами. В этом случае возникает иллюзия смещения одних частей этой детали относительно других.

Для устранения такого недостатка выполняется действительное смещение частей этой детали на некоторую величину в сторону, обратную кажущемуся смещению.

Такой прием можно наблюдать в рельефах дворового фасада Инженерного замка.

Комментарии запрещены.