О зависимости формообразования школьных зданий от естественного освещенияСуществующее однообразие приемов проектирования школьных зданий во многом можно объяснить теми объективными трудностями, которые претерпевает в последние годы школа в связи с приведением ее в соответствие с современным уровнем науки, техники и культуры. Заметная неуверенность, проявляемая планирующими органами, желание притормозить поиски новых типов школьных зданий до выяснения общих перспектив развития школы вполне объяснимы.

Большое воздействие на практику проектирования, на наш взгляд, оказывают и традиционные представления, укоренившиеся в результате более чем 30-летнего господства нормирования, строго лимитирующего площади и кубатуру зданий и, по существу, предопределяющего их объемно-пространственное решение, принципы функциональной организации школ и соответствующие им приемы проектирования.

Эти традиции так сильны, что некоторое расширение норм, которое происходило в последние годы, заметно на них не повлияло.

Даже в экспериментальном строительстве свежие композиционные решения используются весьма робко. Между тем именно в этом направлении много интересного делалось в отечественной практике в 20-х и в начале 30-х годов.

Изучение этого опыта, а также достижений современной зарубежной архитектуры убеждает, что поиски наилучших условий естественного освещения в школах являютсч одним из важнейших факторов, определяющих их формообразование и облик. Особенно важно значение этого фактора для учебных помещений, которые должны быть такими, чтобы зрительная работа и утомляемость детей были минимальными.

Рассмотрим приемы объемной композиции школ именно с этой точки зрения и попытаемся сгруппировать их для выявления наиболее перспективных, абстрагируясь от имеющихся в зарубежной практике таких неудачных попыток, когда стремления к формальной оригинальности составляют основу поисков своеобразия объемно-пространственной композиции.

Можно определить пять основных типов дневного освещения помещений, каждый из которых нашел свое выражение в большом ряде композиционных приемов: 1. Одностороннее освещение, являющееся самым распространённым благодаря простоте и экономичности приемов группировки помещений в компактные здания любой этажности. Среди них имеются здания коридорного типа с двух — и односторонней застройкой вдоль коридоров и секционные, где 2 и 4 класса объединены общей лестничной клеткой.

Двухсторонняя застройка коридоров, как не обеспечивающая хороших норм освещенности, в нашей практике использовалась мало.

Однако она довольно широко распространена в зарубежной практике и часто применяется в средних широтах, примером чего может служить школа второй ступени в Норт-порт, Нью-Йорк (арх. Кетч). Односторонняя застройка коридора является у нас почти безраздельно господствующим приемом.

Распространена она и за рубежом. При блочной или павильонной системах планировки школьных комплексов такая система позволяет иногда добиваться исключительно живописных композиций, чем, например, отличаются начальная школа Фельсберга в Люцерне (1953) или школа в Лос-Анжелосе (арх. Р. Нейтра, 1935).

Однако ряд недостатков одностороннего освещения: его неравномерность в разное время дня, слепящие солнечные блики, резкое падение освещенности от окон к противолежащей стене и др., а также трудности расположения зданий на участке из-за строго определяемых норм ориентации и др. — все это привело к предпочтению иных способов освещения. 2. Двухстороннее (с противоположных сторон) освещение часто применяется в одноэтажных зданиях с односчоронней и реже — с двухсторонней застройкой коридоров.

Такое освещение устраивается обычно за счет использования разницы в высотах классов и рекреационного коридора. Этот прием позволяет ориентировать классы в любую сторону горизонта.

При этом северная ориентация даже предпочтительнее, так как прямые солнечные лучи, попадающие через фрамугу над коридором в верхнюю часть помещений и хорошо инсолирующие их, не падают на рабочие поверхности — парты и классную доску.

Примерами могут служить школа в Дирфилде, Иллинойс (арх. Перкинс, 1948); школа 1 ступени Неф Шатель в Брайе, Франция (арх. М. Лодз, 1952) при односторонней застройке коридора; школа Блит Парк, США (арх. Перкинс и Уилл, 1950) при двухсторонней застройке и др. Другим широко распространенным приемом планировки, обеспечивающим двухстороннее освещение, является группировка классов по два в секции с общей лестничной клеткой и подсобными помещениями, расположенными между ними. Рекреации здесь либо поэтажные (на каждые 2 класса), либо сосредоточенные только в одном из этажей.

Этот прием хорошо иллюстрирует школа Солотурн в Дулликерне (Швейцария, 1950 г.). Из отечественной практики можно упомянуть исключительно интересную школу с 2-этажными учебными корпусами в Магнитогорске, построенную еще в 1931 г. (по проекту арх. В. Шутте), в планировке которой остроумно сое динены оба указанные выше приема.

Реже используется своеобразный прием шахматного расположения классов, чередующихся со световыми двориками, которые одновременно являются классами на открытом воздухе и рекреационными площадками.

3. Верхнее освещение классов также характерно для одноэтажных школьных корпусов.

Оно обычно комбинируется с боковым освещением и в таких случаях принципиально не отличается от освещения через фрамугу над коридором.

Поэтому оно изредка встречается и при шахматном расположении классов, как это имеет место в школе Жентофт в Дании (арх. А. Якобсон, 1955-87). Хорошо известны примеры освещения классов только верхним светом.

Этот прием впервые был предложен арх А. С. Никольским в 1925 г. Его очевидным выгодам — равномерному освещению и высоким технико-экономическим показателям сопутствовали не менее очевидные недостатки — большая площадь застройки, вытекающая из одноэтажности здания, относительная сложность конструкции, которые и явились причиной того, что указанное предложение осталось неосуществленным. Кроме того, полная изоляция пространства классов от внешней среды вызвала сомнения с точки зрения психологического воздействия на учащихся.

Однако безоговорочно ни с положительной, ни с отрицательной оценкой этого воздействия полностью соглашаться нельзя до экспериментальной проверки этого предложения А. С. Никольского, которое поэтому представляется незаслуженно забытым, тем более что оно успешно развивается за рубежом. 4. Угловое освещение классов с двух смежных сторон является одним из самых распространенных.

Оно позволяет равномерно осветить торцовую стену класса и, варьируя системой жалюзи направление света в течение дня, избегать появления слепимости.

При этом приеме освещения классы обычно располагаются в виде различных ступенчатых композиций в один, два и более этажей, связываясь общим коридором.

Таковы школа Хемел Хемштед, Хертфордшир, Англия (арх. С. Аслин, 1949) или школы Кроу Исланд, Винетка, США (Э. и Э. Сааринены, 1940) и Уайт ов Уайт, там же (арх. Джонс, 1942).

Во всех приведенных примерах классы ориентируются одинаково, но иногда они группируются в блоки и павильоны вокруг общей рекреации и выходят на. разные стороны горизонта, как в школе в Цюрихе (арх. Шадер, 1952).

5. Многостороннее освещение.

Стремление приблизиться к условиям освещения на открытом воздухе вызвало появление школ, в которых классы со всех сторон ограждены стеклянными поверхностями, кроме торцовой стены. Однако световые условия в них неудовлетворительны из-за контрастного освещения.

Многообразие приемов планировки школьных зданий, основанных на использовании различных условий освещения, свидетельствует о том, что дневной свет для них является зачастую определяющим фактором композиции.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.