О радиусах обслуживания школ-интернатовПринято считать, что характерной особенностью школы интернатного типа является неограниченность радиуса обслуживания. Способствуют этому взгляду два обстоятельства.

Во-первых, специфика учебно-воспитательного процесса в школе с интернатом действительно не требует прямой повседневной связи с обслуживаемыми жилыми районами, эти школы могут комплектоваться детьми, проживающими в самых отдаленных концах населенного пункта. Во-вторых, в школах-интернатах в настоящее время воспитывается относительно небольшое количество детей, вследствие чего они обслуживают значительные по размерам селитебные территории.

Так, по 7-летнему плану развития народного хозяйства в количество мест в школах-интернатах должно достигнуть 2,5 млн., что позволит охватить с учетом прироста населения примерно 6% детей школьного возраста (910 человек на 1000 жителей). В существующей сети школ-интернатов уже достигнут охват учащейся молодежи школами-интернатами в пределах 33,5% от общего числа учащихся (т. е. 34 человека на 1000 жителей).

Поэтому теоретические радиусы обслуживания для современных школ-интернатов при подобном охвате населения превосходят радиусы обслуживания обычными школами и практически не могут учитываться в реальном проектировании. Между тем уже сейчас мы располагаем многочисленными примерами более широкого охвата учащихся школами-интернатами.

Так, во многих совхозах (например имени Абая и Буревестник Целинного района), а также в ряде лесозаготовительных и рыболовецких поселков на 410 тыс. жителей, школьная сеть строится из условий обучения всех детей школьного возраста в школах с интернатами.

Аналогичные предложения были выдвинуты б. Ленфилиалом АСиА для начального цикла обучения в промысловых районах Крайнего Севера на 5001500 человек. Как показывает практика, приемы размещения, радиусы обслуживания и условия комплектования школ-интернатов в этих случаях ничем не отличаются от применяемых для школ обычного типа.

То же самое можно сказать и о примерах построения комбинированной школьной сети, в которой школы-интернаты выступают на равных правах с обычными школами. Таким образом, при охвате школами-интернатами значительной части учащейся молодежи, структура их сети будет во многом напоминать сеть обычных общеобразовательных школ.

Но это в значительной степени внешнее сходство, так как функциональное взаимодействие между жилыми микрорайонами и школой-интернатом не имеет такого структурного значения, как в обычной школе.

Нет никакой необходимости и в размещении школ-интернатов таким образом, чтобы при их посещении не приходилось пересекать улиц с интенсивным движением городского транспорта, что обязательно для школ обычного типа.

С этой точки зрения школы-интернаты представляют возможность создания более гибкой и удобной системы, которая не нуждается в скрупулезном совпадении границ жилых и школьных микрорайонов.

Она может быть построена с использованием небольшого числа отличающихся по вместимости зданий и преимущественно крупных.

Именно с этих позиций представляется недостаточной регламентированная вместимость школ-интернатов, предназначенных для массового строительства 240 и 480 ученических мест.

Действительно, как показывают расчеты, уже при охвате школами-интернатами только 10% учащихся теоретические радиусы обслуживания последних совпадут с нормативными для общеобразовательных школ.

Если же предположить, что в школах-интернатах обучаются все дети школьного возраста, то окажется, что при установленной плотности населения в городах расчетные радиусы обслуживания зданий школ-интернатов современных типов составят 2530% от нормативного для обычных школ, даже при наиболее невыгодном расположении здания по отношению к обслуживаемому району (на его границе).

Иными словами, для обучения в школах-интернатах всех детей микрорайона на 68 тыс. жителей придется построить 23 расположенных рядом зданий школ-интернатов на 480 воспитанников. Группы этих зданий придется размещать на расстояниях меньших, чем нормативный радиус обслуживания для общеобразовательных школ обычного типа.

Экономическая и градостроительная нецелесообразность подобного решения не требует доказательств, особенно если учесть, что преимущества школ-интернатов с точки зрения построения школьной сети заключаются именно в возможности значительного увеличения расчетных радиусов обслуживания.

Комментарии запрещены.