Конструкция и архитектурный образ общественных зданийЭволюция архитектурного образа общественного здания находится в тесной связи с различными факторами общественного и научно-технического порядка. Постоянно развивающиеся формы общественного самосознания и функции общественной жизни с древних времен ставят перед зодчим новые задачи, являющиеся двигателем технического прогресса.

С другой стороны, развитие инженерных наук и техники обеспечивают для творческой фантазии архитектора возможность воплощения в материальных формах архитектурных идей, одновременно указывая направление их дальнейшего развития.

Однако экономика строительства во многих случаях вносит свои коррективы, с одной стороны ограничивающие творческую фантазию, с другой направляющие ее по определенному пути. Метод индустрилизации строительства наложил отпечаток некоторого однообразия на здания массового строительства, как жилые, так и общественные (повседневного обслуживания), и тогда творческая работа архитектора направилась на преодоление этого однообразия.

Широко развернувшееся строительство культурно-массовых, торговых и других зданий, отличающихся меньшей повторяемостью, дает почву для творческих поисков оптимальных форм, а здания уникального значения освобождают архитектора от ограничений унификации, хотя и не снимают с него обязательств в области экономичности строительства. Постоянной задачей зодчества с древних времен было создание помещений и для массового скопления людей, т. е. помещений больших размеров.

В определенных климатических условиях в древности в одних случаях можно было обойтись без верхнего покрытия, в других осуществить его путем устройства системы несущих колонн.

Открытие конструкций каменной арки и свода дали возможность покрывать достаточно большие для того времени пролеты, однако камень, работающий в основном на сжатие, давал возможность создавать только массивные тяжелые архитектурные формы зданий. Скелет средневекового здания явился в свое время замечательным достижением в преодолении массивности форм.

Тектоника большепролетных куполов и аркад эпохи Возрождения по своему облегчила тяжелые древне-классические формы, не выводя, однако, зодчество из сферы сжатых конструкций, что по-прежнему осталось основой архитектурных форм, сохраняя и развивая так называемую ордерную систему.

Только появление новых материалов работающих на растяжение (сталь и железобетон) раскрыло путь для быстрой эволюции архитектурного образа общественных зданий. Однако в первое время конструкции из новых еще недостаточно изученных материалов применялись в архаическом виде, в отношении массивности форм подражающих каменным материалам.

Железобетон долгое время находился в таком состоянии и творческая мысль архитектора металась, ища выхода из плена прошлого.

На современном этапе тектоника и объемная форма общественного здания поднимается на новую ступень своего развития, снова показывая единство архитектуры во всем ее многообразии.

Овладение новым материалом, обладающим богатыми свойствами, привело к возможности удовлетворения требований общественной жизни и созданию нового архитектурного образа общественного здания. Основной его композиции является крупный объем для массового посещения, в котором доминируют формы покрытия и элементарное ограждение от внешнего пространства, выполняемое чаще всего из стекла.

Следует отметить два пути развития новых форм.

Первый, основанный на новейших инженерно-технических достижениях, в котором в обстановке конкуренции и рекламы здание приобретает чрезмерно оригинальные формы, не соответствующие его внутреннему содержанию и назначению.

Достаточно посмотреть некоторые павильоны Брюссельской международной выставки 1958 г., мотивы которой нашли свое отражение в строительстве отдельных капиталистических стран. Второй, в котором максимально использованы пластические свойства современных материалов, позволяет по новому решить объемную архитектурную композицию общественных зданий и выразительность его форм, не теряя при этом связи с функциональным содержанием здания, т. е. без особых трюков и оглушающих эффектов.

Хотя здания этого типа мы встречаем и в зарубежных странах, но в Советском Союзе это основной путь современной композиции и выявления тектоники общественного здания.

В основе его лежит метод социалистического реализма, предусматривающий соответствие формы назначению здания, правдивую тектоническую выразительность, простоту и экономичность.

Здания, построенные таким образом, являют собою примеры достижений современной архитектуры и высокой техники его строительства. Доклад иллюстрируется показом архитектурной композиции и форм современных общественных зданий зарубежных стран, построенных в принципе первого и второго путей развития архитектуры и современных общественных зданий.

Комментарии запрещены.