К вопросу структуры изображений перспективы

К вопросу структуры изображений перспективыПри каждой точке пространства, которую мы можем при желании сделать точкой зрения, независимо от нас всегда существует своя действительная картина, называемая нами перспективой. Она способна переходить в зрительный образ и служить той единственной относительно данной точки зрения естественной картиной, которую человечество с незапамятных времен научилось изображать на искусственной картине, фиксируя ее в различных материальных средствах. Часто не осознается, что эта фиксация осуществляется по различным закономерностям и в различных структурах, отличающихся от структуры известной гномической проекции.

Последняя, таким образом, лишь по ошибке до сих пор принимается за геометрическую основу упорядочения таких изображений, как рисунок с натуры или по представлению. Здесь мы сталкиваемся с вопиющим противоречием между теорией перспективы и требованиями практики, требованиями изобразительного живописно-графического искусства, которое по существу своему нуждается в особых средствах упорядочения произведений.

Разумеется, что естественное происхождение и геометрическая природа этих средств иные, нежели происхождение и природа гномонической проекции. Задача отыскания новых видов перспективных изображений и их практического применения долго не могла быть рационально решена без выделения лучевой системы из известной системы перспективных координат.

Указанное противоречие послужило тому, что в подходе к оценке средств упорядочения перспективных изображений авторы разделились во мнениях: одни признают безусловность и непогрешимость существующей перспективной теории и всех ее сведений, излагаемых в книгах 1; другие соглашаются и с теорий, и с известными поправками к ней во многих случаях ее применения, а третьи полностью отрицают полезность этой теории для живописно-графической практики. По-видимому, здесь имеют место преувеличения и ошибки, так как отношениях эта теория с ее практическими приемами имеет важное значение, принося огромную пользу и действуя в некоторых случаях безукоризненно; в других она способна действовать со значительными ограничениями, а в третьих непригодна совсем.

Так, например, центральная (гномоническая) проекция сразу же после того, как была изобретена фотография, буквально революционизировала дело репродуцирования плоских изображений.

Фотография же, в свою очередь, с развитием авиации революционизировала съемку местности и производство различных карт. Благодаря распространению фотографии было революционизировано также массовое получение изображений предметов во многих областях техники, искусства, науки и быта.

Правда, в последнем случае эти изображения оказываются приемлемыми лишь при весьма ограниченных углах поля зрения. Требуется особая осмотрительность в деле их массового распространения.

Что же касается применения гномонической проекции в живо-писнографическом искусстве, то она просто неприемлема, и создание на ее основе картин как произведений искусства, даже при ограниченных углах поля зрения, неправомерно из-за ее позиционных свойств. Отсюда законное недовольство художниковпрактиков.

Отсюда та многовековая полемика, которая нередко находит место даже в учебной литературе по перспективе и в пособиях по рисованию. В течение нескольких веков активного интереса к геометрическим средствам изображения предметов обращалось внимание только на схему позиционного формирования изображения перспективы (по принципу прозрачной пластинки), и на основе этого была создана целая система преобразований, составивших особую отрасль геометрии.

Наряду с этим остались неисследованными те естественные пространственные связи, которые на самом деле имеют решающее значение в формировании множества древних и важных видов изображений перспективы, являющихся более правомерными в изобразительной практике.

Исследования этих связей способны привести к выявлению и развитию множества других важнейших систем отображений, без которых пока что остается неосвещенной огромная область произведений живописно-графического искусства с характерной для них непозиционной (эмметрической структурой).

Comments are closed.