К вопросу исследования цвета учебной классной доскиЗадача выбора цвета классной доски сводится к определению фона, который соответствовал бы условиям наилучшего видения на нем текста. Исходя из исследований иллюзии фигуры и фона, проведенных Б. Тепловым и С. Беляевой-Экземплярской, лучшим фоном можно считать синий и зеленый. Эксперименты лаборатории цветового зрения МПС под руководством проф.

Рабкина показали, что цветом, стимулирующим работу зрения, является зеленый, если он обладает насыщенностью, не превышающей 40%, и коэффициентом отражения, равным 5070%. Более высокие степени насыщенности и увеличение светлоты, по словам проф.

Рабкина, ведут к утомлению зрения. Уменьшение же насыщенности и светлоты, очевидно, должно вести к единству действия различных цветов на функции зрения и организм в целом.

Поэтому, прежде чем рекомендовать для окраски досок тот или иной цвет, нужно проверить, сказывается ли на работоспособности школьников различие цветового тона досок при светлоте последних, равной приблизительно 20% (принятой за оптимальную светотехническими рекомендациями многих стран) и средней насыщенности их цвета. С этой целью в 525 школе г. Ленинграда был проведен эксперимент, который занял по времени две недели (с 1 по 14 февраля) 1964-65 учебного года.

Сущность эксперимента заключалась в том, что ученики в условиях постоянной адаптации зрения к цвету доски выполняли определенные задания. Благодаря этому мы могли судить о влиянии цвета определенной характеристики, воспринимаемого во времени, на выполнение зрительной работы.

Во время эксперимента на классную доску вывешивалась таблица того же цвета, что и доска, состоящая из рядов белых букв, часть из которых была обведена определенными знаками.

Задание менялось ежедневно. Количество обведенных знаков оставалось приблизительно одинаковым.

Ученикам раздавались таблицы, отпечатанные черным шрифтом на белой бумаге.

Испытуемые должны были обвести на предложенной таблице те же буквы. На выполнение задания отводилось 5 минут.

По истечении этого времени давался сигнал прекратить работу. Таблица тотчас снималась с доски.

За последним просмотренным знаком ставилась вертикальная черта. Выбор описанной методики объясняется стремлением создать некоторое подобие учебного процесса в упрощенном виде.

При проведении эксперимента для сравнения были выбраны зеленый и синий цвета, кроме этого был включен и коричневый, как цвет, наиболее употребляемый в настоящее время для окраски классных досок. Стены классов имели одинаковую с досками окраску, но большей светлоты.

В эксперименте участвовали три 8-х и четыре 4-х класса, всего 105 человек (по 15 человек в каждом классе). Все классные помещения имели одинаковые условия освещения.

Классы одного возрастного состава были равноценны по успеваемости.

В период эксперимента занятия проводились в одних и тех же помещениях. Испытуемые сидели на закрепленных за ними партах.

В течение 2 недель ученики писали на доске определенного цвета. 8 дней из 12, отведенных на проведение исследования (понедельник, вторник, четверг и суббота каждой недели), были днями активного экспериментирования.

В эти дни дети выполняли предложенные им задания перед началом 2-го урока и в конце занятий.

В остальные дни недели испытуемые занимались на цветных досках и никаких специальных заданий не выполняли. Выбор указанных дней недели был основан на существующих данных об изменении работоспособности школьников в течение недели.

Днем с наибольшей работоспособностью считается вторник.

После вторника работоспособность школьников постепенно падает и достигает минимума к субботе.

1-я неделя считалась тренировочной. Результаты эксперимента и представлены в виде графиков зависимости процента ошибок по дням недели от цвета классной доски.

Различный характер изменения качества работы в течение недели при адаптации зрения к отдельным цветам объясняется неодинаковым влиянием этих цветов на физиологию человеческого организма. Оно в значительной степени зависит от состояния испытуемого.

Естественное постепенное снижение работоспособности школьников к концу недели, помноженное на неблагоприятное влияние цветовых раздражителей, вызывает резкое падение качества работы. Исследования ряда ученых указывают на синий и синефиолетовый цвет как на наиболее утомляющие, за ними следует утомление красным, наименьшее утомление вызывает зеленый (В. Шен, Ф. Аллен, С. В. Кравков, Е. Б. Рабкин).

Действие коричневого цвета доски, аналогичное несколько ослабленному действию красного, оказывает неблагоприятное влияние на качество работы школьников.

Оно сказывается тем более, чем больше растет естественное утомление. Синий цвет доски оказался худшим.

Работа на такой доске дает наименьшие качественные показатели.

Работа в условиях адаптации зрения школьников к цвету зеленой доски дала лучшие и наиболее устойчивые показатели качества.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.