История и архитектурно-градостроительная сущность СтокгольмаПри обобщении зарубежной архитектуры эпохи капитализма Стокгольм, имеющий сейчас население 1,03 млн. человек, обращает на себя особое внимание в силу целого ряда исторически сложившихся архитектурно-градостроительных особенностей, часть которых роднит его с Петербургом-Ленинградом. Свою историю он начинает с 1187 г., когда, как и при создании Петербурга, появилась стратегическая необходимость создания на острове Гамлястон крепостного укрепленного пункта против иноземных нашествий. С 1252 г. он приобрел права города.

Как и Ленинград, город основан на островной системе (на 20 островах), что предопределило особое внимание при его развитии и застройке раскрытию города к водным пространствам. Но в этом отношении он преуспел больше, чем Ленинград, сумев сохранить эту особенность до настоящего времени.

Панорама больших водных пространств, оживленных большим количеством разнообразных судов, с бесконечными линиями причалов (их более 20 км), у берегов наиболее населенных островов города является одной из весьма важных особенностей города, придающей ему особенно выразительный характер морского портового города.

Скалистые берега и значительный рельеф городской территории с обилием природной зелени и парковых массивов и, наконец, большое количество стройных силуэтов башен и шпилей древних (XIIIXVII вв.) и ряда более поздних храмов, ратуш и других сооружений, в сочетании с высокими черепичными и позеленевшими от времени медными кровлями все это столь же выразительно определяет скандинавскую сущность города.

Ее не могут решительно изменить появившиеся за последние десятилетия геометрически-четкие объемы современных высотных зданий, внесшие в силуэт и архитектурный облик города черты современности, относительно удачно сочетающиеся с древностью.

Исторически создавшееся ядро Стокгольма, так называемый Старый город, на острове Стаден (бывший Гамлястон) и прилегающих к нему с севера и с запада маленьких островах Хельгеанд-сгольмен и Риддаргольмен, сохранившее и сейчас свое значение как административного центра, предопределило планировочную структуру всего города. К нему тяготеют все основные магистрали на островах бывших предместий: Северного Нормальм и южного Зедермальм, которые ныне уже являются основными частями города.

В старом городе, сохранившем еще в значительной степени черты средневековья, находятся и наиболее значительные архитектурные памятники древности, как-то: древний, романского стиля собор св. Николая (XIII в.), в котором происходят обряды коронования; ренессансно-барочное, большое трехэтажное здание Королевского дворца (основная резиденция нынешнего короля Швеции), заложенного в 1694 г. архитектором Н. Тессиным Младшим и законченного уже в середине XVIII в.; барочная церковь (так называемая Гиска кирка) XVII века, с высокой (около 100 м) башней, завершенной стройным шпилем; здание Биржи, сооруженное в 17671776 гг. архитектором Э. Пальмстедом, в стиле позднего барокко (вернее уже рококо); Рыцарский дом одно из лучших произведений переходного стиля от Ренессанса к барокко в Стокгольме (16481674 гг. архитектор Жан де ла Балле и его сын). На островке Риддаргольмен находится также одна из древнейших в городе готическая Риддаргольмская церковь (1280 1310 гг.) усыпальница шведских королей. Она имеет высокую (96 м), квадратную в плане (как и в большинстве всех стокгольмских храмов) башню, завершенную ажурным чугунным псевдоготическим шпилем, возведенным уже в середине XIX в. немецкими мастерами.

Но в силуэте города ее просвечивающий ажур шпиля читается очень выразительно. Северный островок Старого города Хильгеандсгольмен занят зданием Рикстага и примыкающим к нему зданием Национального банка.

Оба эти здания сооружены уже в 18981906 гг. архитектором А. Иогансеном в эклектическистилизаторских формах общеевропейской изящной архитектуры (под Ренессанс), конца XIX в., но по общей композиции они удачны.

Есть в архитектуре Стокгольма и ряд других зданий, построенных на рубеже XIX-XX веков в духе стилизаторских, чуждых сдержанному скандинавскому характеру, общеевропейских тенденций того времени (Оперный и Драматический театры, Концертный зал, Городская библиотека, Северный музей и ряд других).

Но удачное местоположение, сочетание с зеленью, хорошее качество отделочных работ и материалов примиряют с их существованием в системе общегородской застройки Стокгольма. Они также хорошо вписались в облик города.

В основном эти здания возведены в освоенных городом бывших предместьях в Нормальме на островах Зедермальме и Кюнгсгольмене, составляющих ныне основную часть города.

Вместе с тем, среди таких зданий есть и настолько удачные в архитектурном отношении, что они приобрели мировую известность и признание даже самых убежденных противников архитектуры начала XX века. Среди таких зданий в Стокгольме следует назвать прежде всего знаменитую Ратушу (1911 1923 гг. арх. Р. Эстберг) и здание Городского суда (19131915 гг. арх. К. Вестман) и на острове Кюнгсгольмен Энгельбректскую церковь (19081914 гг. арх. Л. Вальман) в Нормальме и некоторые другие.

Главным достоинством указанных сооружений является сохранение в их модернистской архитектуре национальных самобытных черт, на основе новой техники, материалов, а также хорошего вкуса и мастерства.

Заслуживают внимания и новые, вполне современные и прогрессивно решенные организмы городовспутников Стокгольма: Веллингбю (19511955 гг.) в 15 км от центра города в западном его предместьи и Фарст (1961 г.) в 9 км от центра к югу. К городамспутникам подходят линии метрополитена. Стокгольмский метрополитен начали строить с 1955 г., а сейчас он уже имеет общую протяженность около 55 км, из которых подземная трасса составляет всего 11 км (в наиболее населенных местах города).

Из других положительных особенностей города следует отметить относительно четкое зонирование города с определенным функциональным содержанием его отдельных островов, большую насыщенность города зеленью и парками, гаражами, медицинскими спортивными и учебными учреждениями, равномерно распределенными по всей территории города.

Обращает внимание также большое количество музеев (более 30) и других культурных центров в городе, из которых особое значение имеют этнографический музей-парк Скансен (на острове Юргарден), в котором собраны замечательные образцы шведского народного зодчества и прикладного искусства, и усадьбазаповедник художника принца Евгения (на том же острове) с богатым собранием картин XIXXX в. Совершенно неповторим по своей ландшафтной архитектуре и содержанию расположенный в районе Лидинге музей-заповедник выдающегося шведского скульптора К. Миллеса (18751955), заполненный весьма своеобразными, присущими творчеству только этого мастера, динамическими скульптурными произведениями. Из пригородных замков и дворцов Стокгольма заслуживают особого внимания расположенные в его окрестностях Грипс-хольмский замок (XVI в.) и Дроттнингсгольмский дворец (XVII в.) с придворным театром (XVIII в). Положительной оценки заслуживает и современное жилищное строительство в Стокгольме, его окрестностях и в городах-спутниках.

Обращает внимание разнообразие типов многосекционных и односекционных жилых домов башенного типа. Возводя в большом количестве точечные дома в городе и его окрестностях, не отказываются и от протяженных многосекционных домов небольшой этажности с хорошо продуманной системой их оборудования и своеобразной шведской системой вентиляции.

Архитектурноградостроительный опыт Стокгольма заслуживает пристального внимания и изучения.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн