Драматический театр для БудапештаИз истории строительства зданий большого общественно-монументального значения видно, что их проектирование обычно сопровождается устройством архитектурных конкурсов. Конкурс способствует всестороннему раскрытию художественных, функциональных и конструктивно-строительных решений будущего сооружения.

В результате конкурса определяется путь, по которому следует направить дальнейшее практическое проектирование данного сооружения. Исходя из этого, для нахождения более правильного архитектурного решения здания Венгерского Национального драматического театра в Будапеште, Союз венгерских архитекторов объявил международный конкурс.

По условиям конкурса участвовать в соревновании могли архитекторы или коллективы архитекторов Венгрии и европейских социалистических стран.

Для организованного участия в конкурсе Союз архитекторов выделил ряд авторских коллективов. В настоящей работе освещается опыт проектирования Национального драматического театра для Будапешта, разработанный коллективом ленинградских архитекторов.

Основные положения программы конкурса: Театр предусматривается к постройке в самом красивом парке Будапешта Варо-шлигет, на границе с улицей Дожа Дьердь ут, по которой в дни торжеств проходят демонстрации трудящихся венгерской столицы. Парк и расположенные в этом районе монументальные здания создавались в конце прошлого века в ознаменование тысячелетия Венгрии.

Для получения более благоприятных условий восприятия драматических представлений вместимость основного зрительного зала театра ограничена 1200 местами.

Кроме основного театра предусмотрен камерный театр вместимостью в 300 мест.

Сценическая часть основного театра проектируется в традиционных формах, сложившихся для драматического театра, а камерного в новейших, позволяющих осуществлять экспериментальные постановки.

Значительные по объему хозяйственно-техническая, производственная и складская части театра рассчитаны на обслуживание обеих сцен. В архитектурной связи со зданием театра должны быть предусмотрены трибуны, из которых хорошо просматриваются проходящие по улице Дожа Дьедь ут демонстрации.

Основные и наиболее крупные помещения театра (сцены, зрительный зал, фойе и др.) предопределили симметричную композицию.

Предусматриваемые трибуны для членов правительства, трудящихся и гостей располагаются на склонах стилобата в сторону площади и составляют органическое целое с архитектурой театра.

Расположение и планировка помещений театра запроектированы с учетом графика движения зрителей и работы театра.

Попадание в театр осуществляется через главный входной тамбур, расположенный на главной оси здания. Движение зрителей в театр и из театра рассредоточено на группы: зрители правой и левой сторон партера, зрители правой и левой сторон балкона.

В соответствии с этим предусмотрено рассредоточенное расположение гардеробных секций. Такое решение избавит от обычно возникающих бессистемных скоплений зрителей и сутолоки.

Все помещения для зрителей (кроме зрительного зала) представляют собой единое пространство. Основное фойе решено террасами и ориентировано в парк.

В противоположность многоярусному залу рангового театра старого типа зал Будапештского театра решается партером с балконом и амфитеатральным расположением мест, при котором все зрители находятся в едином пространстве и в сравнительно одинаковых условиях. Лестницы, обуслуживающие партер и балкон, удалены от дверных проемов, ведущих в зал, что должно обеспечить плавную загрузку и, что особенно важно, эвакуацию зрителей из зала.

Учитывая благоприятную окружающую среду театра, проектом предусматриваются удобные выходы из здания на стилобат, в парк и на парадную лестницу в сторону площади.

Это же обеспечивает, в случае необходимости, быструю эвакуацию зрителей из театра.

Довольно подробные и строгие требования к проектированию сценической части, предусматривающие современные и классические постановки, предопределили ее относительно традиционное оснащение. Сценическая часть театра имеет основную сцену и присоединяющиеся к ней две боковых площадки и заднюю сцену.

Расположение и размеры боковых и задней сцен позволяют свободно перемещать из них объемные декорации на основную сцену и обратно.

Предоставленная конкурентам инициатива в проектировании камерного театра позволила решить его с трансформирующимися сценой и зрительным залом. Наиболее существенным предложением по камерному театру следует считать устройство на трех сторонах зала антресолей, позволяющих вести театральное действие в разных местах пространства зрительного зала.

Такое предложение архитектурно реализует режиссерские идеи по новому устройству зрительного зала проявившиеся, в революционных спектаклях 1920-х годов.

Театральное здание в хозяйственном и техническом отношениях представляет довольно сложный организм.

Это значительная часть театра, которая оказывает большое влияние на внешний облик здания, усложняет его формообразование и обычно снижает его художественную выразительность. Исходя из этого, в настоящем проекте основная часть хозяйственных и технических помещений расположены в стилобате здания.

Хозяйственный подъезд к этим помещениям осуществляется сквозной дорогой (улицей), проходящей через стилобат. Из других существенных сторон проектирования театра следует отметить его конструктивно-строительное и санитарно-техническое решение.

Наиболее сложным вопросом явилось решение террасообразного фойе.

Основная конструкция перекрытия, под которым располагаются зрительный зал и фойе, железобетонное, покоющееся на столбах с пролетами 2028 м и шагом в 8 м. Это перекрытие в сторону главного фасада имеет консоль, к которой как бы подвешивается террасообразное фойе. Отопление здания театра осуществляется четырьмя самостоятельными системами: для зрительного зала, фойе, сцены и вспомогательных помещений.

Вентиляция предусматривается приточно-вытяжная с механическим побежден нем, а для зрительного зала и фойе установкой для кондиционирования воздуха. Приточные и вытяжные центры оснащаются ячейковыми поглощателями.

Комментарии запрещены.