Цвет в интерьере как один из факторов преобразования промышленной среды

Цвет в интерьере как один из факторов преобразования промышленной средыБольшую роль в создании прекрасного играет цвет. Наукой доказано, что правильное использование цвета в промышленности уменьшает утомляемость рабочего, повышает производительность труда, снижает травматизм.

Роль цвета в производственной среде теория и практика цветоведения оценили сравнительно недавно, но уже довольно четко определились две системы: функциональная и психологическая.

В ряде стран, и особенно в США, получило развитие функциональное понимание и использование цвета, основывающееся на изучении физиологических потребностей человеческого организма, на исследовании физиологии зрения и выявления ее закономерностей, психического состояния человека в процессе труда. Цвета, удовлетворяющие физиологическим потребностям человека, называются функциональными и используются для уменьшения зрительного утомления и предупреждения опасности физических травм, т. е. с позиций сторонников этой системы цвет используется только для того, чтобы повысить эффективность производства.

Такие позиции являются основоопределяющими в теории капиталистической промышленной эстетики. Человек интересует буржуазных специалистов, разрабатывающих принципы функционального использования цвета, только как элемент производства.

Недостаточная разработка эстетико-теоретических основ вообще привела к тому, что в мировой практике стал преобладать функциональный или только психофизиологический подход к цвету.

Эстетическая же значимость цвета определяется единством Функционального и декоративно-художественного начал. Недооценка (как и переоценка) того или другого фактора может весьма отрицательно отразиться на эстетическом облике интерьера.

Нам представляется более правильным понимание цвета не только как средства повышения производительности труда и сохранения здоровья человека, но и как фактора, который формирует его эстетическое отношение к труду, его эстетический вкус. За последнее время на Западе все больше получает распространение принцип использования цвета, названный психологическим декорированием.

В отличие от функционалистической теории цвета конечной целью принципа психологического декорирования является создание особой психологической среды для человека, обеспечение максимального психологического комфорта. Положительная сущность этой теории заключается в том, что приспособление окружающей среды к человеку в данном случае не только повышает эффективность производства, но и дает возможность создать комфортабельную обстановку.

Психологическое декорирование связано с изучением способности человека вырабатывать свое собственное отношение к любому явлению.

Оно занимается изучением закономерностей, в соответствии с которыми те или иные цвета и цветовые сочетания вызывают те или иные психологические состояния.

Практическая теория психодекора на Западе используется главным образом при выполнении частных заказов, для создания максимально индивидуализированных интерьеров.

Изучая такой интерьер, можно много сказать о психологии самого хозяина. Нас же больше интересуют перспективы применения закономерностей теории психодекора в массовом производстве.

Особый интерес и значение при этом представляет изучение психологического отношения к цвету представителей различных по характеру своего труда и по возрасту групп людей. В наших социальных условиях на основе подлинно научной теории и учета практического опыта о потребностях человека принцип психологического декорирования должен получить соответствующее более объективное признание и толкование, чем это мы видим на Западе.

Но, очевидно, не следует и этот принцип возводить в абсолют. Психодекор может рассматриваться только как более высокая ступень по сравнению с теорией и практикой системы цветового функционализма.

Эти две формы должны взаимно дополнить друг друга, не отвлекая в то же время от поисков других, более глубоких и всесторонних решений теоретических и практических проблем промышленной эстетики. Необходимость такого понимания задачи признают и некоторые видные исследователи этого вопроса в других странах.

Рассматривая сущность психологического воздействия цвета, они предупреждают против односторонних тенденций в теории и практике использования цвета только с узко физиологической и технической стороны, отстаивая более многогранное понимание эстетической сущности вопроса. Очевидно, ни функциональное, ни психологическое цветовые оформления промышленных интерьеров сами по себе не дадут ощутимого эффекта, если игнорировать элементарные законы цветовой гармонии.

Только совокупность единства функциональных, психологических и художественно-эстетических свойств цвета в обработке интерьеров и экстерьеров промышленных зданий является предпосылкой получения разносторонних и оптимальных решений проблем промышленной эстетики. Психологами отмечено, что в настоящее время особенно распространены две цветовые схемы, соответствующие условному подразделению интерьеров на две группы: для деятельности людей, направленной на внешние объекты, расположенные в интерьерах, и для деятельности, требующей самоуглубленности, при которой внешние объекты не должны отвлекать внимание человека.

Первая схема связана с использованием цветов, которые обозначены как психологически определенные, вторая — с использованием неопределенных цветов.

Цветовые схемы предполагают поиски архитекторами, художниками сознательных путей использования цвета при четком разделении цветов на две группы, при выявлении психологических характеристик цветов, относящихся к каждой из них. Таковы некоторые из цветовых закономерностей, которые могут быть использованы для повышения эстетического уровня производственных предприятий. Наибольший эффект от использования цвета в производственной среде достигается только при разработке проекта цветовой схемы для каждого конкретного производственного помещения.

Основные задачи, решаемые с помощью цвета, — обеспечение ориентации в производственной среде, обеспечение психофизиологического комфорта и достижение эмоционально эстетического воздействия на работающих.

Comments are closed.