Ансамбль Золотой пагоды в РангунеБолее ста лет Бирма находилась под британским владычеством и только в 1948 году вернула себе самостоятельность. Архитектурные памятники Бирмы свидетельствуют о древней и высокой культуре бирманского народа.

Основная религия в Бирме — буддизм.

Культ Будды наложил неизгладимый отпечаток на прекрасные творения бирманских зодчих. Это, главным образом, культовые сооружения — пагоды, храмы.

В отличие от пагод, распространенных в Камбодже, Китае и других странах Азии, внутри которых происходят священные обряды, бирманские буддийские пагоды подобны египетским пирамидам.

Они не имеют внутреннего пространства.

Бирманские пагоды строятся из кирпича, своеобразны по внешнему виду, напоминают форму колокола. В кирпичную кладку замуровывают драгоценности и всевозможные реликвии.

Одной из самых больших и знаменитых не только в Бирме, но и в мире является пагода Шве-Дагон, которую часто называют Золотой пагодой.

Ни дата постройки, ни авторы этой пагоды не установлены.

Во всяком случае ей не менее двух тысяч лет Скорее всего вначале это было небольшое культовое сооружение небуддийской религии. За время своего существования оно несколько раз перестраивалось, и весь комплекс сформировался окончательно к 1773 году.

Пагода Шве-Дагон величественно возвышается на прямоугольной террасе, имеющей размеры 400 м по периметру. Высота пагоды 118.и. Являясь центром композиции, она окружена со всех сторон множеством других пагод и пагодок.

На террасу ведут четыре лестницы, крытые галереей.

Главный вход наиболее подчеркнут, он акцентирован на главную ось центральной улицы, ведущей из города.

Широкая лестница этого входа с площадкой для отдыха фланкирована двумя огромными фигурами чудовищ — чинте.

Их пасти широко раскрыты, а глаза кажутся выкатившимися из своих орбит. Эти фигуры выполнены в кирпичной кладке с последующей побелкой известью.

Они имеют высоту по 18 М. С каждой стороны центрального входа, несколько поодаль, на фоне живописной, экзотической растительности стоят своеобразные, причудливые фантастические фигуры животных. Поднявшись по главной лестнице, посетители попадают под таинственные своды.

На 10 каменных ступенях этой лестницы, защищенной крышей, поддерживаемой четырьмя рядами колонн, пристраиваются со своими товарами многочисленные торговцы и торговки.

Выставленные товары располагаются в живописном беспорядке. Здесь и наивные игрушки, и маленькие религиозного содержания книги, цветы натуральные и искусственные, разноцветные свечи разных размеров, четки, статуэтки.

Поднявшись на террасу, посетитель видит еще более захватывающее зрелище. Кстати, заметим, что туристы и обеспеченная часть населения для подъема пользуются преимущественно лифтом.

Здесь, на широкой террасе, выложенной мраморными плитами, находятся десятки пагод, больших и маленьких, навесы для отдыха паломников, статуи и т. д. На этой террасе происходят религиозные обряды.

Множество маленьких сооружений расположено у основания пагоды, как бы подчеркивая доминирующее положение и масштаб основной, центральной пагоды. Между ними находятся вазы, украшения из дерева, глины, камня, известняка, металла, отделанные богатым орнаментом.

Тут же располагаются и многочисленные часовни, статуи Будд.

Все эти часовни имеют разнообразную форму в плане. Они построены из камня, тикового или сандалового дерева.

Далее, на фоне второстепенных пагод, вырисовывается сверкающий купол центральной пагоды Шве-Дагон, увенчанный зонтом — ти — тонкой работы, выполненным из золота (весом 1,25 г), и алмазным бутоном — сейнбу в виде золотого шара диаметром 10 дюймов, инкрустированного 4350 алмазами и 93 другими драгоценными камнями. Большинство же пагод имеет венчание — сейнбу из меди или железа, инкрустированное драгоценными камнями или стеклом.

Очень часто можно было видеть венчание, выполненное в виде струек (нитей) из металла.

Под дуновением ветра они издают разнообразные, мелодичные звуки.

Большую роль в украшении пагод играют декоративная живопись, наивные и примитивные фрески на разнообразные сюжеты: сельские, военные и религиозные, а также аппликации из стеклянных цветных деталей и т. д. Во всех часовнях помещены изображения божественного Будды в традиционном положении: ноги скрещены, руки согнуты в локтях и положены на колени, прическа в виде колпака, образующего царский венец.

Статуи выполнены из белого мрамора или других материалов и часто покрыты золотом, орнаментом, красивыми тканями и драгоценностями. Как правило, большие скульптуры Будды изображают его спящим, с головой, опертой на руки.

В каждой пагоде есть колокол. Но самый большой из них — Маха Ганда — весом 42000 кг, уступающий по размерам только Царь-колоколу в Москве, находится в Шве-Дагоне.

Он самый большой среди действующих в мире. В отличие от наших православных буддийские колокола не имеют языка, а по ним ударяют деревянной палкой.

Интересна история колокола в Шве-Дагоне.

Англичане задались целью переправить его к себе в Англию.

Но при погрузке на баржу колокол соскользнул в реку Иривади. Попытка англичан поднять его со дна реки не увенчалась успехом.

Но чего не могли сделать английские саперы, сделал бирманский народ.

Бирманцы подняли колокол со дна реки и поставили его на свое место, Очень трудно описать все увиденное и испытанное здесь путешественником. Нужно все это видеть в натуре: и своеобразную сказочную архитектуру, и живописную толпу в красочных костюмах, и безграничное разнообразие изделий прикладного искусства, игрушек, украшений.

Только тогда можно оценить все своеобразие материального и духовного мира бирманского народа.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.